Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Воскресенье, 05.05.2024, 12:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Методическая копилка [66]

Осторожно!!!

Осторожно, ГРИПП!

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Главная » Файлы » Методическая копилка

Формирование здорового образа жизни во внеурочное время.Материал подготовил воспитатель Кондратьева В.А.
12.11.2014, 17:05

В соответствии с Федеральным законом  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

    Цивилизованное общество строится здоровыми людьми. Мы говорим: “Будущее наших детей – в наших руках”. Значит, от нас зависит, каким будет здоровье наших детей через год, через десять лет. Проблемы физического здоровья важны и актуальны в любом возрасте, поэтому любое учебное заведение первоочерёдной задачей ставит воспитание физически здорового ребёнка.

     Вопросы здоровья детей - на повестке дня Минобразования и Минздрава, "круглого стола" Государственной думы, педагогических коллективов и родителей. И это не случайно. Здоровье школьников в плачевном состоянии и искать пути выхода из сложившейся ситуации нужно всем вместе.

     Современное состояние школьного образования можно охарактеризовать целым рядом негативных тенденций:(

  • снижение достаточной двигательной активности подростков;
  • замедление их физического и психического развития;
  • ухудшение здоровья детей.

     Последнее вызывает наибольшую тревогу. В этой связи актуальной является задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья обучающихся. Нужны педагогические технологии, направленные на формирование, сохранение и укрепление здоровья детей.

    Формирование образа жизни человека начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь, но основы его закладываются в период  детства и юношества. Изменение, переделка отдельных элементов, сложившихся в период созревания, в зрелом возрасте происходят с большим трудом. Поэтому очень важно в школьные годы воспитать у ребёнка такой образ жизни, такой тип поведения человека в жизненных ситуациях, который способствовал бы сохранению и укреплению здоровья во все периоды жизни. Основными принципами здорового образа жизни следует считать следующие:

  • соблюдение принципов сбалансированного питания;
  • рациональная двигательная активность;
  • соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы деятельности человека;
  • отказ от вредных привычек (курение, алкоголь, переедание и т.п.);
  • сознание того, что творцом здорового образа жизни является сам человек как существо деятельное в биологическом и социальном отношении.

   Российская педагогическая энциклопедия определяет  здоровье детей как состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. "Среда" сейчас такая, что её трудно чем-нибудь уравновесить, и всё-таки делать эти попытки стоит. Современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог.

   Необходимость усиления работы педагогического коллектива по укреплению здоровья детей очевидна. Наши дети сегодня – это наше общество завтра. Будет ли оно здоровым, – об этом необходимо думать уже сегодня.

   Воспитание здорового образа жизни у обучающихся является важнейшим звеном в системе учебно-воспитательной работы нашей школы. В школе-интернате созданы условия, способствующие реализации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса.

   Ценностное отношение к здоровому образу жизни обучающихся с ограниченными возможностями формируется в ходе специально организованной педагогической деятельности, направленной на формирование эмоциональной, поведенческой и волевой активности школьников.

    Пропаганда ЗОЖ находит отражение во всех направлениях внеурочной деятельности. В нашей школе проводятся мероприятия, на которых мы стараемся привить ученикам необходимые знания, умения и навыки по ведению здорового образа жизни.

    Организуем дни здоровья, во время которых воспитанники играют в настольный теннис, подвижные игры на свежем воздухе, соревнования, эстафеты.

    В течение всего учебного года проводятся пешие прогулки, экскурсии на природу. Зимой по выходным дням мы с детьми совершаем лыжные прогулки в лес. А в летнее время обучающиеся имеют возможность отдохнуть в спортивном лагере.

    В ходе реализации «Программы по предупреждению вредных привычек» проводятся экскурсии, беседы, кинофорумы. Организуются выставки рисунков «Жизнь без наркотиков». В  школе была организована республиканская антинаркотическая акция «Карусель здоровья».

    Воспитанники принимают активное участие в спортивных соревнованиях различного уровня. Еженедельно посещают тренировки по футболу на стадионе «Жилищник». В зимнее время посещают каток Жилищник». Кроме того, дети с удовольствием принимают участие в общегородских, всероссийских спортивных соревнованиях, например, «Всероссийские соревнования «Кросс наций», «Всероссийские юношеские игры», первенство города по кроссу, шахматам, шашкам, «Декадник инвалидов» и много других, где ребята показывают хорошие результаты и занимают 1-е места.

    Для того, чтобы определить уровень самосознания здорового образа жизни у обучающихся 9-11 классов, я провела анкетирование. Было выявлено, что здоровым образом жизни  воспитанники считают занятия спортом и отказ от вредных привычек. На вопрос об отношении к наркотикам, алкоголю и курению все ответили отрицательно, один воспитанник из десяти про алкоголь ответил: «хочу попробовать». Все опрашиваемые хотят придерживаться принципов здорового образа жизни.

    Так же был проведен опрос среди школьников и родителей с  целью выяснения значимости поддержания ЗОЖ.

Для этого всем было предложено ответить на один и тот же вопрос:

Как Вы считаете, что является наиболее значимым из предложенного списка?

  • Деньги
  • Здоровье
  • Знания и умения
  • Положительные оценки учеников.

    Вот какие результаты были получены:  Здоровье является наиболее значимым приоритетом для всех родителей (6 человек). Среди обучающихся значимость здоровья - отметили 9 человек из 10, знания и оценки -0,    деньги – 1,( Артем Ч.) Но когда я спросила: «Каким бы ты хотел быть – больным, слабым, дряхлым, но иметь много денег, или здоровым, сильным, крепким, имеющим возможность заработать деньги» - он ответил: «Конечно – здоровым.»

 Полученные данные наглядно показывают, что здоровье является наиболее значимым приоритетом. Воспитанники хорошо осведомлены о знаниях здорового образа жизни, желают придерживаться принципов ЗОЖ.

    Анализ работы по формированию у школьников ценностного отношения к здоровью показал положительные тенденции у воспитанников моего класса:

  •   Обучающиеся в системе занимаются спортом, посещают спортивные секции, танцевальный кружок.
  •   В классе снизилось число пропусков по болезням.
  •   Среди воспитанников класса есть победители и призеры школьных, районных, городских соревнований.

   Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе, совершенствование физического состояния учащихся через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогает ребятам стать добрее и сильнее духом, поднимает их над своими слабостями, формирует гармонично развитую личность, что является первостепенной задачей любого педагога.

   «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...» В.А. Сухомлинский.

   Каждый из нас вносит свою частичку в воспитание здоровой личности, стремящейся вести здоровый образ жизни. Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и  развиты не только духовно, но и физически.

   И давайте помнить о том, что Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой.

   Так будьте здоровы, уважаемые педагоги, и всегда помните слова Сократа: "Здоровье не всё, но всё без здоровья - ничто".

Категория: Методическая копилка | Добавил: Administrator
Просмотров: 770 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Все права защищены © 2024