Из опыта работы воспитателя Сухаревой Е.А. на тему:"Воспитание добра через сказку у детей с ОВЗ путем вовлечения в проектную деятельность."
15.12.2012, 13:11
Сказка!!! Как много
значит это слово человеку, помнящему свое детство. Сразу перед любым читателем
встают памятные образы любимых сказочных
героев. Если это золотая рыбка - то она щедро награждает за добро старика и карает за жадность
старуху, а Чудовище превращается в прекрасного принца за прекрасные качества
души. А о чем рассказывает сказка «Репка»? Конечно же не о том, как лучше
дергать репку: одному, вдвоем или втроем? Это сказка о другом; о силе
коллектива, о том, что в коллективе важна дружба. Сказка - ложь - оказывается
настоящей правдой, она рассказывает о чрезвычайно важном в жизни, и всегда
побеждает идея добра, борьба за которое внушается через сказку. Сказка
раскрывает таящуюся в ней правду постепенно. По ступеням ее правды восходят дети и
подростки, для которых воспитание чувств - непременное условие воспитания
гражданина и патриота.Сказки смешат и радуют,
учат мудрости, утверждают доброе и светлое. Сказки будят ненависть к злу,
заставляют переживать и учат храбрости. Многие сказки привлекают тем, что
человек в ней легко достигает невозможного, поэтому такая сказка выражает веру
в торжество добра и справедливости. Такие сказки будят ум и стремление познать
мир.Я в своей работе с детьми
ОВЗ много внимания уделяю работе со
сказкой, воспитывая в детях добро и положительные качества личности. У кого в
детстве не было и не бывает сказки, тот
вырастает сухим и колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о
лежащий на дороге камень и укалываются как о лист осота. Идея сказки всегда
должна благополучно завершаться, она связана с психологией детства. Должна
побеждать идея добра, борьба за которое внушается через сказку юному читателю.
И так как ребенок склонен к фантазии, тонко реагирует на события в сказках, то способен
по – своему оценить и нарисовать любую картину к сказкам. Каждая сказка - это
ступенька в постижении окружающего мира. К любимым сказкам надо возвращаться, перечитывать
их и переосмыслять. Это позволяет вовлекать
учащихся в проектную деятельность
по теме «Сказка».Первый шаг проектной
деятельности предполагает инициирование детей на выбор темы: «Сказка». Работа по заданному проекту строится по следующему содержанию:1. Сказочные герои.2. Растительный мир
сказок.3. Птицы, насекомые,
дикие и домашние животные в мире сказок.4. Литературные жанры
сказок.Реализация проекта
включает определение вместе с детьми ОВЗ основных путей по достижению намеченной цели и
проходит через все виды детской деятельности:
-познавательная,-речевая,-художественно-эстетическая,-игровая.-коррекционная.Вместе с детьми ОВЗ
составляется план работы по проектной деятельности и основные пути по
достижению намеченных целей. Вся проводимая работа развивает творческие
способности детей, способствует эмоциональному выражению чувств ребенка,
способствует формированию устойчивых нравственных позиций в различных жизненных
ситуациях. Участвуя в проектной деятельности учащиеся активно включаются в
следующие виды работ:1. Экскурсии в
библиотеку.2. Сочинение сказок и
рассказов.3. Выставки рисунков,
плакатов, поделок сказочных героев.4. Изготовление кукол,
костюмов сказочных героев.5. Участие в выставках «Сказка».6. Участие в конкурсах и
мероприятиях «Сказочный сад».Конкурсы музыкальные, театральные,
рекламные, художественные, танцевальные и др., способствуют созданию
позитивной, радостной атмосферы, эмоциональному сближению всех учащихся, а
экспозиции волшебных сказочных предметов и сказочных героев, придуманные самими
учащимися позволяют очень интересно и ярко провести обобщающее занятие
«Сказочный Сад». Коррекционная работа проектной деятельности «Сказка» начинается с
«погружения » ребенка с ОВЗ в мир приключения и добра, затем продолжается в
процессе расширения кругозора за счет увеличения объема информации; усвоения
содержания сюжетов сказок, действий персонажей, понимание характерных
особенностей их образов, формирование представлений о композиционном построении
сказок целостное видение воображаемого
сюжета и образа. Расширяется представление ребенка о действительности, он
погружается в мир чувств, глубоких переживаний, эмоциональных открытий,
фантазий и добра!Нужно не только читать
ребенку сказку, или побуждать читать, но и закреплять в сознании образы
сказочных героев, уметь незаметно связывать их с реальностью, с воспитанием
мужества, чести, справедливости и добра!Недаром дети любят
сказку:Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую
развязку Уже предчувствует душа.И на любые испытанияСогласны юные сердца, В нетерпеливом ожиданьеБлагополучного конца!!!