Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Четверг, 19.10.2017, 08:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Для слабовидящих

Меню сайта

Категории раздела
Методическая копилка [65]

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Праздники сегодня

Облако тегов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Методическая копилка

Масленица в школе. Сценарий для 1-6 классов.Конспект открытого занятия воспитателя Нечайкиной А. В.
07.03.2017, 09:57

  Масленица в школе. Сценарий для 1-6 классов

Автор: Нечайкина  Анастасия  Васильевна, воспитатель ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха»

Содержание:

1. Пояснительная записка

2. Оборудование, оформление

3. Методический совет на подготовительный период

4. Сценарный план, ход проведения мероприятия

5. Методический совет организаторам и постановщикам

6. Методический совет на период ближайшего последействия

7. Сведения об авторе

Приложение

Описание материала: Сценарий представляет собой конкурсно-игровую программу для детей младшего и среднего школьного возраста (1-6 классы). Разработка будет полезна учителям, которые ответственны за внеклассную и воспитательную работу в школе, а также классным руководителям. Содержит исторические данные о праздновании масленицы, то есть несет информативное и развлекательно-игровое значение.

1. Пояснительная записка.

Этот праздник особенно эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.

Знакомство воспитанников с народными традициями поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, заложит основы эстетического воспитания и создает условия развития детской.

Праздник есть своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка. Известный исследователь культуры

 М. Бахтин считает, что всякое празднество- «это очень важная первичная форма культуры». Нет, такого праздника в России, который проходил бы так бурно и весело, как Масленица! Масленица - это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», «объедуха», «ясочка».

Масленица - это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми и ярмаркой, где демонстрировались народные промыслы. Детям рассказывают о ритуальном значении масленичных закличек и игрищ, разъясняют, почему нужно сжигать Масленицу, заманивать Солнце блинами, славить Весну, просить доброго урожая. Кульминацией Масленицы остается сжигание чучела Зимы - символ ухода зимы и наступления весны. Предваряют сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем (медовым напитком) и блинами, и булочками - жавоpонками. В качестве жертвоприношения (когда-то это именно так и осмысливалось) изготавливали огромную смешную и страшную куклу - чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, как древний священный образ божества.

Программа, по которой  работают современные школы построена на позициях гуманно- личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей. Поэтому мы посчитали необходимым наладить связь между поколениями путем проведения различных народных праздников, которые и несут в себе духовность и ценности нашего народа.

Исходя из выше сказанного цели методической разработки:

- познакомить учащихся с традициями русского народа через праздник «Масленица».

- продолжить воспитывать у детей эстетические чувства, используя русские народные традиции, игры;

- прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.

   Задачи:

 • Воспитание духовно-нравственных качеств личности школьника, привитие интереса и любви к российской истории и народным традициям;

• Формирование классного коллектива, активизация культурного досуга учеников, коммуникативных качеств личности.

• Развитие творческих способностей учащихся.

Методы и приемы:

коммуникативная игра, художественное слово (чтение стихов, потешек, рассказ воспитателя, русская народная игра, хоровод, загадки, конкурсы.

Категория участников:

Воспитанники школы-интерната для детей с нарушениями слуха

Условия проведения:

 Спортивная площадка (улице)

2. Оборудование, оформление.

2 костюма скомороха, 1 костюм весны, костюм Деда Мороза и Бабы-Яги, бечевка длиной 4 метра с палочками на концах и рыбкой по центру, 4 мяча, 20 городков, 12 кеглей, 2 скакалки, 2 флажка, обруч, 6 павловских платков, женские народные костюмы, лыжи, мешки, печка, блины, чай.

С самого утра в детском саду звучат русские народные песни. Детей встречают сотрудники детского сада, наряженные в костюмы скоморохов, приглашающие детей сразу после завтрака на праздник. Дети собираются в празднично оформленном зале, где их встречают скоморохи. Праздник начинается там, а затем все выходят на улицу. Спортивная площадка оформлена цветными шарами, флажками, лентами, декоративными цветами и т. п. На «главной» площадке сделано возвышение для чучела – Масленицы. Поодаль стоят столы, накрытые яркими скатертями. Здесь выставлены детские работы по народным промыслам, а также самовары для чаепития с блинами.

3. Методические советы на подготовительный период

Обращение в библиотеку, подбор литературы, помощь музыкального руководителя в подборке музыкального оформления праздника. Знакомство с народным прикладным искусством, беседы об истории праздника, чтение художественной литературы по данной теме. Заучивание с детьми закличек по теме, стихотворений.

4. Сценарный план, ход проведения мероприятия

Пришла Масленица.

Игровое развлечение

Действующие лица:

1-й скоморох

2-й скоморох

Ряженные

Весна

Баба-Яга

Дед Мороз

Домнушка

Два скомороха

-Все!Все!Все!Все на праздник!
Масленицу встречаем,зиму провожаем.
Весну закликаем!
-Спешите, спешите!
Торопитесь занять лучшие места!
Сам не займёшь-соседу достанется!
-Приходите без стеснения!
Билетов не надо-
Предъявите хорошее настроение!
-Приходите ,разомните кости!
Сегодня Масленица приглашает в гости!
-Спешите скорей ,спешите скорей!
Нет праздника нашего веселей!
Гостей давно мы ждём-поджидаем,
Масленицу без вас мы не начинаем.
-Удобно ли вам ,гости дорогие?
Всем ли видно ,всем ли слышно?
Всем ли места хватило?

Скоморохи вместе

Итак, Масленицу начинаем!

1-й день – понедельник – «Встреча Масленицы».

Ряженные. Здравствуй, Масленица годовая»,

Наша гостьюшка дорогая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных.

Чтоб слуги были молодые,

Нам подарки  везли дорогие,

И блины, и калачи.

К нам в окошко их мечи!

Скоморохи  вместе

Везут ли нашу Масленицу?

Дети

Везут, везут!

(Мальчишки  вывозят на санях чучело Масленицы.  Звучит песня «Барыня»)

Все

Масленица приехала!

(Дети становятся в круг, в центре – чучело, Ряженные расхваливают её)

- Дорогая наша гостья, Масленица!

-Коса длинная, триаршинная!

-Лента алая, двуполтинная!

- Платок беленький, новомодненький,

-Брови чёрные, наведённые.

Ряженные

Здравствуй, Масленица!

Скоморохи вместе

Вторник – «Заигрыши»

- Раз, два, три, четыре, пять!

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Игра «Огородник и воробей». Дети становятся в круг. Воробышек влетает в огород (в круг). Огородник за кругом.

Все поют.

Воробей, воробей, не клюй коноплю,

Ни своих, ни чужих.

Огородник ловит воробья. Дети воробья впускают и выпускают в круг и из круга, а огородник может ловить его только за кругом.

- Воробушек-воробей, не знаешь ли ты. Где Весну искать?

- Давайте, ребята, поводим хоровод, позовём Весну!

Все. Весна, весна красная

Приди, Весна, с радостью,

С великой милостью!

( Идут по кругу, поднимают руки вверх, присаживаются, расширяют круг, широко разводя руками.

         Дети делают из распустившихся веток ворота, через которые приходит Весна)

- Здравствуй, Весна красная!

А где же солнце ясное?

Весна. Давайте, ребята, вместе играть,

Солнышко ясное в гости к нам звать!

Солнышко, появись, красное, обрядись!

(Поднимают  руки вверх, прыгают и хлопают в ладоши. Под колокольный  звон выходит Красная девица и выносит макет солнца)

Весна. Вот и стало светлее, вот и стало теплее. Скоро и птицы прилетят, и комары запищат.

Скоморох.  3 –й день лакомка.

- Нам везде надо успеть-

И сплясать, и песню спеть!

Съесть корзину пирогов!

Да с три короба блинов!

- Холод да метелицу

Прочь прогоним мы.

Эй, встречай с весельцем

Проводы зимы!

(Мешок шевелится, движется вперевалку)

- Что за чудо – скок да скок!

Глянь-ка, тронулся мешок!

- Эй, хватайте его! Ловите!

Поскорей мешок держите!

(Поймав мешок и развязав его, видят в переодетую Масленицу Бабу – Ягу, доедающую пряник)

-Привет вам от Лешего. Тьфу ты! От лета! Встречалась я с ним на болоте. Тьфу ты! В полёте!

Все.

- А где Масленица? А у тебя есть паспорт?

Баба-Яга.

-Это у меня-то? Есть ли у меня пачпорт, есть. Вот, глядите!

(Протягивает паспорт, её обступают, читают)

«Назначается Масленицей»

- И печать есть, гляди!

И подпись заковыристая внизу!

- Ну-ка, ну-ка, что там за подпись?

Все. Кащей Бессмертный.

(Разочарованно). А-а-а…

- Пошла вон от нас, не хотим знать вас!

Баба-Яга. Как же так? Я всю зиму готовилась, недоедала, недосыпала…

- А может, пусть попробует?

- Только пусть сначала загадки отгадает.

Баба-Яга. Ну это я враз! Спрашивайте!

Скоморох.

- Петрушка крутая,

Белая да седая,

В мешке стужу везёт.

(Зима)

(Баба-Яга отвечает неправильно, дети его поправляют)

Скоморох.

- Заря- зарница, красная девица,

Едет стороной – с сохой, бороной,

С ключевой водой!

(Весна. Баба-яга снова ошибается)

- И опять не тот ответ!

Баба-Яга. Задавай последний, дед!

- Что на свете слаще всех?

(Сон)

Баба-Яга. Блин

- Прочь ступай же, Масленица завалящая.

Баба-Яга. А какая вам нужна?

Скоморохи. Настоящая!

- Прочь ступай!

(Ей подают метлу)

- Кричу,бурчу, не хочу!

Метла, ступай, в избушку, шагай!

(Баба-Яга «улетает»  на метле)

Скоморохи  вместе. Четвёртый день – «Широкая Масленица».

- Эй,девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

(Ряженые, скоморохи и дети поют частушки)

- Хватит петь и плясать!

Пора пятницу объявлять!

- Пятница – «тёщины вечёрки»!

- Суббота – «золовкины посиделки»!

- Пойду к тёще на блины!

-Ох и наемся в волю!

- Пора нам  Масленицу со двора провожать, да с большим почётом.

- Воскресенье –проводы Масленицы – «Прощённый день»

- Со словами  «Простите Христа ради»  все прося т друг у друга прощение, обмениваются подарками, затем целуются.

В программе праздника лыжи, снежки и санки, игры, аттракционы .

Дед Мороз проводит аттракционы:

«Гонка на одной лыже»; « Бег задом наперёд»; « Кто больше выжмет гирю»;  «Петушиный бой»; «Бой богатырей»…

На печи выезжает Домнушка с блинами.

Скоморохи  вместе. Не пора ли блины печь?

Домнушка. Угощайтесь, гости, дорогие

Вот блинчиков пара

Ешьте с пылу, с жару!

(Угощение детей блинами)

Домна. Ну, что за блины!

И сочные, и молочные,

И крупитчатые, и рассыпчатые!

(Скоморохи ударяют в бубны и произносят)

-Масленицу сжечь!

(Чучело устанавливают, вокруг дети)

- Становись в хоровод

Нынче праздник идёт

Эй, народ, улыбайся

У костра собирайся!

Скоморохи. Отправим Масленицу на 7 –е небо!

Весну встречать!

(Скоморохи поджигают чучело со словами:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят, колокольчики звенят!

(Когда костёр догорает, все действующие лица хором говорят:

-Ай, Масленица – обманщица!

До поста довела – сама удрала!

Масленица, воротись!

В Новый год, покажись!

Категория: Методическая копилка | Добавил: Administrator
Просмотров: 29 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Единая коллекция ЦОР
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Время сайта
    >

    Опросы
    Удовлетворены ли Вы организацией воспитательного процесса и дополнительного образования?
    Всего ответов: 8

    Все права защищены © 2017