Масленица в школе. Сценарий для 1-6 классов
Автор: Нечайкина Анастасия Васильевна, воспитатель ГКОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Оборудование, оформление
3. Методический совет на подготовительный период
4. Сценарный план, ход проведения мероприятия
5. Методический совет организаторам и постановщикам
6. Методический совет на период ближайшего последействия
7. Сведения об авторе
Приложение
Описание материала: Сценарий представляет собой конкурсно-игровую программу для детей младшего и среднего школьного возраста (1-6 классы). Разработка будет полезна учителям, которые ответственны за внеклассную и воспитательную работу в школе, а также классным руководителям. Содержит исторические данные о праздновании масленицы, то есть несет информативное и развлекательно-игровое значение.
1. Пояснительная записка.
Этот праздник особенно эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.
Знакомство воспитанников с народными традициями поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, заложит основы эстетического воспитания и создает условия развития детской.
Праздник есть своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка. Известный исследователь культуры
М. Бахтин считает, что всякое празднество- «это очень важная первичная форма культуры». Нет, такого праздника в России, который проходил бы так бурно и весело, как Масленица! Масленица - это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», «объедуха», «ясочка».
Масленица - это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми и ярмаркой, где демонстрировались народные промыслы. Детям рассказывают о ритуальном значении масленичных закличек и игрищ, разъясняют, почему нужно сжигать Масленицу, заманивать Солнце блинами, славить Весну, просить доброго урожая. Кульминацией Масленицы остается сжигание чучела Зимы - символ ухода зимы и наступления весны. Предваряют сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем (медовым напитком) и блинами, и булочками - жавоpонками. В качестве жертвоприношения (когда-то это именно так и осмысливалось) изготавливали огромную смешную и страшную куклу - чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, как древний священный образ божества.
Программа, по которой работают современные школы построена на позициях гуманно- личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей. Поэтому мы посчитали необходимым наладить связь между поколениями путем проведения различных народных праздников, которые и несут в себе духовность и ценности нашего народа.
Исходя из выше сказанного цели методической разработки:
- познакомить учащихся с традициями русского народа через праздник «Масленица».
- продолжить воспитывать у детей эстетические чувства, используя русские народные традиции, игры;
- прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.
Задачи:
• Воспитание духовно-нравственных качеств личности школьника, привитие интереса и любви к российской истории и народным традициям;
• Формирование классного коллектива, активизация культурного досуга учеников, коммуникативных качеств личности.
• Развитие творческих способностей учащихся.
Методы и приемы:
коммуникативная игра, художественное слово (чтение стихов, потешек, рассказ воспитателя, русская народная игра, хоровод, загадки, конкурсы.
Категория участников:
Воспитанники школы-интерната для детей с нарушениями слуха
Условия проведения:
Спортивная площадка (улице)
2. Оборудование, оформление.
2 костюма скомороха, 1 костюм весны, костюм Деда Мороза и Бабы-Яги, бечевка длиной 4 метра с палочками на концах и рыбкой по центру, 4 мяча, 20 городков, 12 кеглей, 2 скакалки, 2 флажка, обруч, 6 павловских платков, женские народные костюмы, лыжи, мешки, печка, блины, чай.
С самого утра в детском саду звучат русские народные песни. Детей встречают сотрудники детского сада, наряженные в костюмы скоморохов, приглашающие детей сразу после завтрака на праздник. Дети собираются в празднично оформленном зале, где их встречают скоморохи. Праздник начинается там, а затем все выходят на улицу. Спортивная площадка оформлена цветными шарами, флажками, лентами, декоративными цветами и т. п. На «главной» площадке сделано возвышение для чучела – Масленицы. Поодаль стоят столы, накрытые яркими скатертями. Здесь выставлены детские работы по народным промыслам, а также самовары для чаепития с блинами.
3. Методические советы на подготовительный период
Обращение в библиотеку, подбор литературы, помощь музыкального руководителя в подборке музыкального оформления праздника. Знакомство с народным прикладным искусством, беседы об истории праздника, чтение художественной литературы по данной теме. Заучивание с детьми закличек по теме, стихотворений.
4. Сценарный план, ход проведения мероприятия
Пришла Масленица.
Игровое развлечение
Действующие лица:
1-й скоморох
2-й скоморох
Ряженные
Весна
Баба-Яга
Дед Мороз
Домнушка
Два скомороха
-Все!Все!Все!Все на праздник!
Масленицу встречаем,зиму провожаем.
Весну закликаем!
-Спешите, спешите!
Торопитесь занять лучшие места!
Сам не займёшь-соседу достанется!
-Приходите без стеснения!
Билетов не надо-
Предъявите хорошее настроение!
-Приходите ,разомните кости!
Сегодня Масленица приглашает в гости!
-Спешите скорей ,спешите скорей!
Нет праздника нашего веселей!
Гостей давно мы ждём-поджидаем,
Масленицу без вас мы не начинаем.
-Удобно ли вам ,гости дорогие?
Всем ли видно ,всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Скоморохи вместе
Итак, Масленицу начинаем!
1-й день – понедельник – «Встреча Масленицы».
Ряженные. Здравствуй, Масленица годовая»,
Наша гостьюшка дорогая!
Приезжай на конях вороных,
На саночках расписных.
Чтоб слуги были молодые,
Нам подарки везли дорогие,
И блины, и калачи.
К нам в окошко их мечи!
Скоморохи вместе
Везут ли нашу Масленицу?
Дети
Везут, везут!
(Мальчишки вывозят на санях чучело Масленицы. Звучит песня «Барыня»)
Все
Масленица приехала!
(Дети становятся в круг, в центре – чучело, Ряженные расхваливают её)
- Дорогая наша гостья, Масленица!
-Коса длинная, триаршинная!
-Лента алая, двуполтинная!
- Платок беленький, новомодненький,
-Брови чёрные, наведённые.
Ряженные
Здравствуй, Масленица!
Скоморохи вместе
Вторник – «Заигрыши»
- Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Игра «Огородник и воробей». Дети становятся в круг. Воробышек влетает в огород (в круг). Огородник за кругом.
Все поют.
Воробей, воробей, не клюй коноплю,
Ни своих, ни чужих.
Огородник ловит воробья. Дети воробья впускают и выпускают в круг и из круга, а огородник может ловить его только за кругом.
- Воробушек-воробей, не знаешь ли ты. Где Весну искать?
- Давайте, ребята, поводим хоровод, позовём Весну!
Все. Весна, весна красная
Приди, Весна, с радостью,
С великой милостью!
( Идут по кругу, поднимают руки вверх, присаживаются, расширяют круг, широко разводя руками.
Дети делают из распустившихся веток ворота, через которые приходит Весна)
- Здравствуй, Весна красная!
А где же солнце ясное?
Весна. Давайте, ребята, вместе играть,
Солнышко ясное в гости к нам звать!
Солнышко, появись, красное, обрядись!
(Поднимают руки вверх, прыгают и хлопают в ладоши. Под колокольный звон выходит Красная девица и выносит макет солнца)
Весна. Вот и стало светлее, вот и стало теплее. Скоро и птицы прилетят, и комары запищат.
Скоморох. 3 –й день лакомка.
- Нам везде надо успеть-
И сплясать, и песню спеть!
Съесть корзину пирогов!
Да с три короба блинов!
- Холод да метелицу
Прочь прогоним мы.
Эй, встречай с весельцем
Проводы зимы!
(Мешок шевелится, движется вперевалку)
- Что за чудо – скок да скок!
Глянь-ка, тронулся мешок!
- Эй, хватайте его! Ловите!
Поскорей мешок держите!
(Поймав мешок и развязав его, видят в переодетую Масленицу Бабу – Ягу, доедающую пряник)
-Привет вам от Лешего. Тьфу ты! От лета! Встречалась я с ним на болоте. Тьфу ты! В полёте!
Все.
- А где Масленица? А у тебя есть паспорт?
Баба-Яга.
-Это у меня-то? Есть ли у меня пачпорт, есть. Вот, глядите!
(Протягивает паспорт, её обступают, читают)
«Назначается Масленицей»
- И печать есть, гляди!
И подпись заковыристая внизу!
- Ну-ка, ну-ка, что там за подпись?
Все. Кащей Бессмертный.
(Разочарованно). А-а-а…
- Пошла вон от нас, не хотим знать вас!
Баба-Яга. Как же так? Я всю зиму готовилась, недоедала, недосыпала…
- А может, пусть попробует?
- Только пусть сначала загадки отгадает.
Баба-Яга. Ну это я враз! Спрашивайте!
Скоморох.
- Петрушка крутая,
Белая да седая,
В мешке стужу везёт.
(Зима)
(Баба-Яга отвечает неправильно, дети его поправляют)
Скоморох.
- Заря- зарница, красная девица,
Едет стороной – с сохой, бороной,
С ключевой водой!
(Весна. Баба-яга снова ошибается)
- И опять не тот ответ!
Баба-Яга. Задавай последний, дед!
- Что на свете слаще всех?
(Сон)
Баба-Яга. Блин
- Прочь ступай же, Масленица завалящая.
Баба-Яга. А какая вам нужна?
Скоморохи. Настоящая!
- Прочь ступай!
(Ей подают метлу)
- Кричу,бурчу, не хочу!
Метла, ступай, в избушку, шагай!
(Баба-Яга «улетает» на метле)
Скоморохи вместе. Четвёртый день – «Широкая Масленица».
- Эй,девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
(Ряженые, скоморохи и дети поют частушки)
- Хватит петь и плясать!
Пора пятницу объявлять!
- Пятница – «тёщины вечёрки»!
- Суббота – «золовкины посиделки»!
- Пойду к тёще на блины!
-Ох и наемся в волю!
- Пора нам Масленицу со двора провожать, да с большим почётом.
- Воскресенье –проводы Масленицы – «Прощённый день»
- Со словами «Простите Христа ради» все прося т друг у друга прощение, обмениваются подарками, затем целуются.
В программе праздника лыжи, снежки и санки, игры, аттракционы .
Дед Мороз проводит аттракционы:
«Гонка на одной лыже»; « Бег задом наперёд»; « Кто больше выжмет гирю»; «Петушиный бой»; «Бой богатырей»…
На печи выезжает Домнушка с блинами.
Скоморохи вместе. Не пора ли блины печь?
Домнушка. Угощайтесь, гости, дорогие
Вот блинчиков пара
Ешьте с пылу, с жару!
(Угощение детей блинами)
Домна. Ну, что за блины!
И сочные, и молочные,
И крупитчатые, и рассыпчатые!
(Скоморохи ударяют в бубны и произносят)
-Масленицу сжечь!
(Чучело устанавливают, вокруг дети)
- Становись в хоровод
Нынче праздник идёт
Эй, народ, улыбайся
У костра собирайся!
Скоморохи. Отправим Масленицу на 7 –е небо!
Весну встречать!
(Скоморохи поджигают чучело со словами:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят, колокольчики звенят!
(Когда костёр догорает, все действующие лица хором говорят:
-Ай, Масленица – обманщица!
До поста довела – сама удрала!
Масленица, воротись!
В Новый год, покажись! |