Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Пятница, 03.05.2024, 11:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Методическая копилка [66]

Осторожно!!!

Осторожно, ГРИПП!

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Главная » Файлы » Методическая копилка

Выступление на межрегиональном семинаре-практикуме.Материал подготовлен заместителем директора по УР Романовой Т.М.
02.03.2011, 11:44
История не баловала глухих. Наши предки их не любили. В Галлии глухонемых приносили в жертву языческом богу, в Спарте по закону Ликурга их сбрасывали в море с высокой скалы. В Древней Греции, как и в Риме, законы были жестокими…Только в V веке  нашей эры в Риме для позднооглохших были сняты некоторые из этих запретов. Но глухие от рождения по- прежнему оставались бесправными. Нет нужды объяснять, насколько далек подобный подход от человеческого сострадания. Каковы истоки пренебрежения интересами глухих? Почему к слепым или даже к людям  с частичной утратой интеллекта - юродивым- отношение иное, чем к глухим? Слепых и юродивых в старину называли « божьими людьми», считали их предсказателями судеб. К глухим такие определения никогда не применялись. Причина подобных отношений , очевидно в том, что ни слепота, ни даже недостаточность умственного развития не влияют на одно из главных человеческих качеств - способность к общению.
Известный французский философ, гуманист Мишель  Монтель, в 16 веке писал: «Глухота - более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества – способности быстрого и свободного общения. Глухота – недостаток социальный по преимуществу. Он прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности» Известный советский психолог  Л.С. Выготский сказал» С одной стороны дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой- именно поэтому, что он создает трудности, он стимулирует повышенное движение вперед».
В подтверждение высказывания Л.С. Выготского можно привести множество примеров. Так, Людвиг Ван Бетховен пять симфоний  из девяти сочинил будучи глухим. Кто знает, смог бы талант Бетховена проявиться с такой поразительной силой, если бы вечная тишина не оставила его один на один с музыкой. Создал бы великий испанский художник Гойя столько мировых шедевров, если бы не одиночество, связанное с глухотой. Как повлияла тяжелая тугоухость Циолковского на его разработки космических проблем? Он писал: «Глухота заставляла непрерывно страдать мое самолюбие, была моим погонялом, кнутом, который гнал меня всю жизнь.»
С потерей слуха еще не все потеряно в жизни. Как и обычные люди, счастливо трудятся глухие и слабослышащие. Да, действительно, компенсация глухоты- сложная проблема. Как  вырастить глухого ребенка добрым, отзывчивым человеком? Как развить в нем способность к самопожертвованию, привить высокие гражданские качества? Эти  важные задачи относятся не только к педагогическим, но и к социальным проблемам.   
Понятие "социализация" характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений. Непременным условием социализации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием.  
В традиционной отечественной социологии социализация рассматривается как саморазвитие личности в процессе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, в результате которых вырабатывается активная жизненная позиция личности.  
У каждого дефекта есть свое лицо. Есть это "лицо" и у глухоты и немоты. У Рафаэля есть картина под названием La Mutta - Немая. Художник очень точно изобразил маску немоты на лице красивой девушки. В данном случае немота является социальным последствием глухоты. Убрать эту печать с лица глухого учащегося - главная цель педагога и школы в целом.
Слайд «Немая».
Проблемы включения индивидов с ограниченными возможностями в полном объеме в реальную жизнь общества являются актуальными в современных условиях во всем мире. В рамках Организации Объединенных Наций, ЮНЕСКО разработаны и реализуются программы мероприятий по социализации и социальной адаптации инвалидов на международном уровне.
В настоящее время в проектировании социальной политики выделяются две тенденции по отношению к этой категории населения. Приверженцы первой тенденции считают, что общество должно практически принимать проблемы глухих и слабослышащих и создавать им комфортные условия в среде слышащих.
В развитых странах, таких, как Америка (33 878 чел. неслышащих), Англия (12 295 тыс. чел. неслышащих), Германия (27 794 тыс. чел. неслышащих), эта проблема решена давно. Нам постоянно показывают примеры гуманности. Так, в фильме "Санта-Барбара" есть момент, когда на экране по сценарию появляется глухая девушка-монахиня, то общество начинает работать под слабого, а не наоборот. Нам показывают, как для того, чтобы общаться с этой девушкой, духовник, адвокаты выучивают жестовый язык и решают проблемы этой неслышащей девушки. 
Например, всему населению страны рекомендуется изучать жестовую речь (Швеция), или каждый ребенок с нарушениями слуха, обучающийся в массовой школе, должен иметь персонального ассистента - переводчика жестовой речи (США и др.), предлагаются определённые требования к артикуляции всех тех людей (специалистов, родственников, друзей, обслуживающего персонала и т.д.), которые имеют постоянное общение с такими и слабослышащими: их речь должна быть замедленной, артикуляция утрированной (Швейцария, Германия и др.). Существуют даже модели "страны глухих" - например, университетский городок, населённый неслышащей молодёжью (США, Галлодетский университет).
Вторая тенденция предлагает рассматривать лиц с нарушениями слуха как особую социальную группу, имеющую свою систему социальных потребностей в плане преодоления ограничений и трудностей коммуникации, но являющуюся одной из равноправных составных частей общества, существующую с ним в единой социокультурной среде.
В качестве источников социализации индивида выступает передача культуры через различные социальные институты, прежде всего через семью, систему воспитания и образования.
Какие проблемы возникают в процессе социализации у ребенка, а затем молодого человека при нарушении слуха? Процесс социализации у этой категории имеет свои особенности, определяемые ролью слуха в формировании социальных навыков.  
Если анализировать психологические аспекты особенностей социализации, личностного становления неслышащих, то, прежде всего, необходимо отметить подчеркиваемый всеми исследователями - и социологами и сурдопедагогими и сурдопсихологами, - социальный характер дефекта.  
По мнению Первого крупного  теоретика сурдопедагогики в России Виктора Ивановича Флери воспитанникам первой в России школы для глухонемых были присущи гордость, самонадеянность как выражение стремления поставить себя на одинаковый уровень со слышащими. Их отличали от слышащих воспитанников обостренное самолюбие, дух противления, недоверие к окружающим и враждебное отношение к неглухим.
"Но в общем, - писал он, - глухонемые не хуже и не лучше других людей, природа одарила их превосходными качествами, которые дают им право на живейшее содействие с нашей стороны".  
Огромный вклад в дело социализации неслышащих подростков внес Лев Семёнович Выготский— виднейший советский психолог. С его концепции социального воспитания глухонемых детей начался переворот в осмыслении проблем "дефективности". Ему принадлежат слова: "Социальное воспитание победит дефективность. Слепой останется слепым, глухой - глухим, но они перестанут быть дефективными, потому что дефективность есть понятие социальное:"  
Ученый пишет, что необходимо смело взглянуть в глаза этой проблеме как проблеме социальной. Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка - значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый или больной орган.  
Истинная "природа" личности глухого заключается и выражается прежде всего в том, что он, как и слышащий, обладает всеми возможностями и свойствами, являющимися необходимыми предпосылками его обучения и воспитания. Тем самым определяется сущность подхода и основа развития личности глухих людей. Свойства и качества личности глухих раскрываются в условиях их деятельности в коллективе.
В статье "Коллектив как фактор развития дефективного ребенка" Л.С. Выготский говорит, что роль коллектива как фактора развития глухонемых детей нигде с такой ясностью не выступает на первый план, как в сфере развития глухонемых детей.  
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями  заключается  в его  связи  с  миром,  а  ограничении  мобильности,  бедности  контактов  со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения  с  природой,  доступа  к  культурным ценностям,  а  иногда  –  и  к  элементарному  образованию.  
Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как   и его сверстники, не имеющие проблем со  здоровьем,  но  обнаружить  свои  дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей. Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который  имеет  право   на   удовлетворение   разносторонних   социальных  потребностей в познании, общении, творчестве. В процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций.  
Чем старше становится неслышащий ребенок, тем больше возможностей для включения в социум у него появляется Ребенок с нарушением слуха, с раннего возраста обязательно должен принимать самое активное участие в концертах, праздничных утренниках и прочих подобных мероприятиях. Он может читать стихотворения, танцевать, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Это тоже важный шаг в социализации детей с нарушением слуха — публичность учит детей преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией. Очень полезны для социализации глухих детей экскурсии и походы, организацию которых берет на себя школа, в которых участвуют семейные знакомые и товарищи ребёнка. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребёнка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста.    
Цель  работы  нашего образовательного учреждения в целом и каждого педагога в частности –  содействие  в  улучшении  качества жизни ребенка, имеющего недостатки слуха, защита  и  представление  его  интересов  в  различных   кругах,   создание   условий   для   выравнивания  возможностей детей и подростков, что  отличает их интеграцию  в  общество  и  создает предпосылки для независимой жизни.      
Задачи, которые стоят перед нами исходя из цели работы по социализации воспитанников:   
- Развитие творческих возможностей
- Пробуждение  социальной  активности,  деятельности  ребёнка,   который    традиционно  воспринимался  обществом,   как   больной,   нуждающийся   в   милосердном отношении людей. 
- Воспитание чувства собственного достоинства. 
- Стремление к самоопределению 
- Формирование способности к выбору жизненной позиции, а не довольствование ролью пассивных потребителей льгот и привилегий, стремление  к  активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества.    
Эти задачи реализуются  в нашей школе  через работу кружков и секций, внеклассную работу, в мероприятиях интегрированного типа следующих видов: совместный отдых детей в летнем оздоровительном лагере; совместные встречи со слышащими во время проведения игр, конкурсов, вечеров; занятия по дополнительному образованию. Презентация ( кружковая работа) - танцевальная группа Изо – студия .
На протяжении многих лет на базе нашей школы работал филиал художественной школы №4. Наши многие воспитанники закончили эту школу и затем  продолжили  дальнейшее обучение  в г. С.-Петербурге.  Ну, а самым ярким примером роли дополнительного образования в социализации глухих является  Ильдар Карабанов,  который после окончания худ. школы успешно закончил ЛВЦ, а затем поступил в Художественную Академию г. С. Петербурга  и успешно его заканчивает вместе со слышащими .  В настоящее время несколько наших воспитанников посещают художественную школу №4. Выпускники 2012 года продолжают обучение в  Ичалковском педагогическом колледже по специальности « Дизайнер».
Слайд( Дима Шишов)   
Навыки полученные детьми в худ. школе пригодились нашим детям для участия в Арт- терапевтическом проекте « Цвет. Звук. Радость.» Что же такое Арт-терапия?. Арт-терапия- это слово в переводе обозначает – лечение искусством. Но это не только лечение в прямом смысле этого слова, это путь к установлению  отношений. Средствами искусства человек может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и других людях. Арт- терапия – процесс познания себя и мира. Творческие возможности ребенка, реализуемые в процессе арт-терапии- это развитие  интеллектуального, эмоционального и творческого потенциала. Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки. Арт- проекты не ставять цель научить ребенка определенному виду деятельности. Основная их задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка через творчество и в повышении его адаптационных способностей. В сентябре 2011-2012 учебного года администрацией нашей школы и заведующей отделом музейной педагогики Осяниной Н.С. был создан арт-проект « Цвет. Звук. Радость». Цель данного проекта: используя потенциал  Республиканского  музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи  способствовать формированию познавательной деятельности и речи детей с нарушениями слуха, а также расширить круг общения наших детей в окружающем социуме  и способствовать их социализации.  Десять учащихся нашей школы в возрасте 14-16 лет, один раз в месяц посещали музей и работали в творческих мастерских под руководством известных художников Мордовии.    
Программа проекта охватывала разнообразные виды деятельности: экскурсии, беседы, мастер классы, посещение выставок.      
Слайд-Шоу  
В завершении незабываемых встреч и итогом деятельности проекта состоялся вернисаж детских работ и концерт наших танцевальных ансамблей « Непоседы» и «Капельки».   
Для наших воспитанников музей стал родным и понятным. Положительные эмоции и « опыт насмотренности художественных произведений» расширили границы их духовного мира. 
Допрофессиональная подготовка  
Большую роль в  социализации и формировании профессиональных интересов и профессионального самоопределения играет организованная работа  по допрофессиональной подготовке.  
Слайд шоу.
Большую роль в социализации наших воспитанников мы отводим внеклассной работе по предметам. При подготовке и проведения внеклассных мероприятий мы ставим задачи: - расширение общекультурных знаний; -развитие речи, фантазии, воображения - развитие эмоциональной сферы детей; - формирование творческой личности, способной к яркому самовыражению  Вашему вниманию предлагаю фотоматериалы из проведенных  мероприятий в январе- феврале этого года. «Славься ввек Бородино» Слайды. Мероприятия, посвященные 70-летию Сталинградской Битвы
Слайды.
В ходе работы решаются следующие задачи: выявление причин и преодоление трудностей и негативных моментов при социальных контактах неслышащих подростков друг с другом и со слышащими; обеспечение оптимального микроклимата в детском коллективе, организация разнообразной деятельности - актуальной и интересной для неслышащих детей; расширение знаний о внутреннем мире человека и мире окружающем его, развитие представлений о себе, о своём месте в мире; формирования личности и собственного мировоззрения; развития интереса к словесному общению, совершенствование устной речи и развитие логического мышления как условия полноценной социальной реабилитации; развитие профессиональных интересов и профессионального самоопределения.    
Реализация описанных моделей включения глухих и слабослышащих детей в социум поможет им вырасти раскрепощенными, открытыми к контактам, самостоятельными. Таким образом, при соблюдении определенных условий глухие и слабослышащие дети становятся полноценными членами общества. Главное – помочь им преодолеть трудности и стать хозяевами своей судьбы.    
Категория: Методическая копилка | Добавил: Administrator
Просмотров: 531 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Все права защищены © 2024