Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха Пятница, 03.05.2024, 08:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Методическая копилка [66]

Осторожно!!!

Осторожно, ГРИПП!

Телефон доверия РФ

Телефон доверия РМ

Главная » Файлы » Методическая копилка

Выступление на педагогическом совете воспитателя Мотякиной С.А.
02.12.2011, 15:32
Нарушение слуха — это всегда серьезная проблема и для ребенка, и для его родителей.
Тяжело смириться с тем, что маленький человечек на всю жизнь лишен возможности воспринимать такой богатый и неисчислимо разнообразный мир звуков!
Больно осознавать, что недуг возводит между малышом и окружающими людьми незримую преграду, изолирует его от мира. Однако это вовсе не значит, что жизненный удел такого ребенка — одиночество и изоляция. За полноценное существование неслышащего малыша можно и нужно бороться.
В связи с тем, что глухой ребенок овладевает речью не так, как слышащий, он нуждается в специальной системе обучения и воспитания. Чем раньше обнаружена глухота, чем раньше начато обучение, тем больше шансов на успех.Начиная с конца первого года жизни и на протяжении всего дошкольного возраста социальная адаптация проявляется прежде всего во взаимоотношениях ребенка со взрослыми и сверстниками. Нормой уровня социализации малыша конца первого года жизни является положительное эмоциональное общение со всеми окружающими его близкими людьми. На втором и третьем году жизни таким уровнем является желание ребенка общаться не только с близкими, но и с чужими взрослыми. В дальнейшем у детей постепенно формируется умение общаться и со взрослыми и со сверстниками.
Социальная адаптация - активное освоение новой социальной среды, вырабатывание соответствующих ей форм поведения, приспособление организма к данным социальным условиям.
Период привыкания ребенка к новым социальным условиям делится на три этапа.
Острый период, или период дезадаптации, когда имеется более или менее выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиям микросоциальной среды. В это время наиболее выражены изменения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в речевой активности, игре, имеются изменения в деятельности нервной системы.
Подострый период, или адаптация, когда ребенок активно осваивает новую среду,вырабатывая соответствующие ей формы поведения. В это время постепенно уменьшаются изменения в деятельности разных систем. Это происходит не синхронно.Прежде всего нормализуется аппетит (в течение 10-15 дней), но продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния, медленнее развиваются игра и речевая активность (40-60 дней).
Период компенсации или адаптированности к данным социальным условиям, когда нормализуются все регистрируемые показатели.Характер и особенности течения первых двух периодов позволили классифицировать адаптацию по степени тяжести:легкая;средней тяжести;тяжелая. При этом для детей раннего и дошкольного возраста основными параметрами установления тяжести течения адаптационного периода являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций. При легкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца. Отмечается незначительное снижение аппетита. Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается, функциональные изменения едва выражены и нормализуются в течение 2-4 недель. В период легкой адаптации заболеваний не возникает. Легко адаптируются дети моложе 8-9 месяцев или старше полутора лет с благополучным анамнезом, хорошим состоянием здоровья и положенным по возрасту уровнем социализации. При адаптации средней тяжести все нарушения в поведении ребенка выражены более ярко и являются длительными. Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше, чем через 20-40 дней. Период угнетения ориентировочной активности длится в среднем 20дней, речевая активность восстанавливается на 30-40 день, эмоциональное состояние неустойчиво в течение месяца, отмечается значительное снижение двигательной активности на протяжении 30-35 дней. В это время взаимоотношения со взрослыми не нарушаются.
Все функциональные изменения выражены отчетливо, особенно в дни,предшествующие заболеванию, которое при этой форме адаптации возникает в виде острой респираторной инфекции, протекающей без осложнений. Такое течение адаптации бывает у детей, поставленных в условия изменившейся социальной среды: от 9 месяцев до полутора лет.
Тяжелая адаптации характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 и больше месяцев) и тяжестью ее проявлений. Наблюдается длительное снижение аппетита (его восстановление начинается не раньше, чем на третьей неделе, иногда и позже). В некоторых случаях при приеме пищи проявляется стойкая анорексия или даже невротическая рвота. Длительно (в течение 30-40 дней) нарушается сон (чуткий,укороченный). Ребенок медленно засыпает, пробуждаясь, плачет. Снижена ориентировочная активность. Дети, как правило, упорно избегают контактов со сверстниками, проявляют к ним агрессию или стремятся к уединению. Отношение к взрослым избирательно.Эмоциональное состояние длительно нарушено. Это выражается либо в плаче во время бодрствования, либо плач и хныканье сменяются пассивностью, безразличием. Резко снижается двигательная и речевая активность, игровая деятельность становится примитивной. Ребенок капризничает, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, пугается чужих людей. Положительная динамика показателей поведения нарастает медленно. Улучшение такого состояния неустойчиво,возможны рецидивы плача и пассивности. При тяжелой адаптации темп нервно-психического развития ребенка замедляется.Развитие речи и игровая деятельность по сравнению с возрастной нормой отстают на 1 -2квартала. Тяжелая адаптация, проявляющаяся у ребенка нарушением поведения, чаще наблюдается у детей от 3 лет, т. е. в тот период, когда наиболее активно осуществляется формирование личностных качеств; психика характеризуется бурным развитием и становится особенно ранимой и чувствительной к отягощающим развитие обстоятельствам. В анамнезе таких детей регистрируются неблагоприятные факторы.
Что такое дошкольный возраст?
В дошкольный период ребенок получает основные навыки и знания, учится говорить,начинает многое понимать и владеть своим телом. Это важный этап в жизни каждого ребенка. Дошкольный возраст охватывает период от окончания грудного возраста до начала школьного возраста. Дошкольный возраст подразделяется на ясельный (2-3 года) и садиковый (4-6 лет).
Дошкольный возраст - самый благоприятный для начало занятий. Растущий человек всегда готов к познанию ему всегда хочется понять что его окружает и тут на его пути возникает препятствие. Ведь основной источник получения информации об окружающим мире у глухого ребенка оказывается поврежденным. И в этот момент на помощь приходят наши педагоги.
В нашем детском учреждении пять дошкольных групп в которых воспитываются и обучаются 3 детей. К нам поступают дети с трехлетнего возраста, но нередкий случай когда приходят совсем малыши. В детском саду с детьми проводятся специально коррекционная работа по развитию у них слуховой функции и устной речи. Формирование речи неслышащего ребенка осуществляется входе повседневного общения и на специальных занятиях учителей дефектологов.Особое значение имеют занятия по развитию слухового восприятия. Ведь ношение аппаратов само по себе не дает должного эффекта — детей нужно учить вслушиваться в звуки окружающего мира, в речь, вычленять в ней разные элементы, чтобы структура воспринимаемых на слух слов постепенно уточнялась. Развивающееся слуховое восприятие помогает глухим детям лучше понимать устную речь окружающих людей.
Занятия по развитию слухового восприятия проводятся ежедневно по 15—30 минут в течение многих лет. На занятиях по ОЗОМ воспитателями проводится целенаправленная работа по ознакомлению с внешним видом, строением способами использования и сферой функционирования самых необходимых в жизни человека предметов, а также с условиями существования самого человека и животных. В содержание работы входит последовательное изучение круга предметов и явлений, объединенных общей темой.Обучение чтению Помимо устной речи, важно научить малыша чтению. Детям предлагаются таблички со знакомыми словами, написанными печатными буквами. Чтение с первых шагов становится для них осмысленным процессом: за каждым словом стоит представление,образ. Необходимо постоянно работать над тем, чтобы детишки понимали речь, ведь прочитать или повторить сказанное другим человеком — это не значит понять.
Обучение письму. Одновременно с чтением мы учим ребенка письму. Писать можно при помощи фломастеров, карандашей печатными буквами. При этом малыш свободно располагает на листе свою руку и может писать слова в любом месте и направлении буквами любого размера. С течением времени характер письма упорядочивается, оно становится ровными аккуратным.
Игра. Для ребенка занятие всегда игра. Игра всегда представляет собой важнейший вид деятельности в процессе которого осуществляется физическое, умственное и нравственное развитие глухих дошкольников. В качестве методических приемов впервые два года обучения применяется: обыгрывание игрушек показ игровых действий совместных действий ребенка и воспитателей.Для игр с неслышащим ребенком не требуется никаких особенных предметов.Используются самые распространенные игрушки — куклы, машины, мячи, кубики и так далее. Во время действий с каждой игрушкой необходимо на мгновение подносить ее к губам, помещая на уровне подбородка (чтобы малыш видел артикуляцию), и называть игрушку простым словом-звукоподражанием, например: кукла- ля-ля, машина- би-би-би,собака -ав-ав, кошка - мяу. Ребенок воспринимает эти слова с помощью зрения и остатков слуха. Ежедневно повторяющаяся ситуация с использованием этих игрушек, нов разных игровых действиях приводит к тому, что ребенок начинает произносить лепетные слова. Произношение может оказаться неточным, приближенным, но это неважно — главное, что кроха начнет обозначать названия предметов с помощью речи.Позже лепетные слова заменяются полноценными, общеупотребительными.Воспитателям специально организуются сюжетные игровые ситуации где ребенок вычленяет действия, воспитатель обозначает их словами: ест, пьет, спит, плачет и т.д.Когда ребенок начинает самостоятельно пользоваться этими словами пора употребляй,фразы: кукла- ест, мишка- пьет и т.д.
Режимные моменты.Социальный опыт приобретается в деятельности. Многообразная деятельность детей, которая осуществляется во время подъема, завтрака, гигиенических процедур, обеда,игры, конструктивной деятельности, ИЗО деятельности, подготовки ко сну, прогулки используется для ознакомления детей с предметами и явлениями окружающего мира, а также для развития речи.Трудовое воспитание у дошкольников это прежде всего: труд по самообслуживанию,хозяйственно- бытовой труд, труд в природе, ручной труд. Осуществление трудового обучения ведется на фронтальных занятиях в процессе выполнения режима дня и на прогулке.
Музыкальные занятия. Очень полезны для социализации неслышащих детей музыкальные занятия которые проводятся два раза в неделю, где дети учатся реагировать на звучание музыкальных инструментов внимательно слушать музыку, определять силу звучания (громко, тихо)темп (быстрый, медленный). В процессе музыкальных занятий у детей развивается стремление выразительно и не принужденно двигаться, координировать свои действия,соотнося с движением всех детей.
Важный шаг в социализации детей с нарушением слуха- публичность. Для детей проводятся специальные праздники: праздник осени,новый год, восьмое марта, также проводятся драматизации сказок, кукольный театр где все дети принимают активное участие: читают стихи, танцуют, играют на музыкальных инструментах. Публичность учит их преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией.
Физ-ра. Занятие по физкультуре являются основным средством обучения детей движениям с помощью основных движений (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание меча) у детей формируются жизненно важные двигательные навыки. И развиваются основные двигательные качества- ловкость, быстрота, координация движений.'Усвоение двигательных навыков влияет на всестороннее физическое и психическое развитие ребенка.
Работа родителей. В дошкольный период ребенок становится самостоятельным, уверенным в себе,проявляются основные черты его характера, формируется тип личности. На действия ребенка все меньше влияния оказывают сиюминутные настроения и раздражители,связанные с определенными ситуациями. Ребенок начинает сознательно контролировать свои действия, подавляя определенные желания и чувства, реагировать менее импульсивно. Ребенок во многом копирует поведение взрослых, поэтому очень важны его отношения с окружающими взрослыми (родителями, воспитателями). С ребенком необходимо быть терпеливым, внимательным, уделять ему больше внимания.Очень полезны для социализации глухих детей экскурсии и походы, в которых участвуют семейные знакомые и товарищи ребенка. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребенка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста.Большую пользу приносит неслышащим детям участие в работе кружков и секций.Заниматься в них такие малыши должны самостоятельно, общаясь с преподавателем и другими ребятами без участия родителей. Взрослые могут интересоваться успехами своего ребенка, общаясь непосредственно с руководителем кружка или секции.
У нас в городе имеются такие кружки и секции которые могут посещать наши дети. Дети моей группы четырех летнего возраста Пырчев Артем, Матвеев Максим,посещают секцию фигурного катания в ледовом дворце г. Саранска.
Чем старше становится неслышащий ребенок, тем больше возможностей для включения в социум у него появляется. Он становится абонентом библиотеки, посещает музеи, театры с доступным для понимания репертуаром, даже концерты для детей.
Все эти мероприятия родители тоже должны подготовить заранее. Ребенку надо сообщить,куда он пойдет, что он там увидит, познакомить с новыми словами; его готовят и к правильному поведению в музеях, театрах. Вернувшись домой, следует снова побеседовать с малышом, обсудить его и свои впечатления.Дружественная атмосфера совместная радостная деятельность и взаимопомощь являются основой адаптации неслышащих детей.
Правильно организованная коррекционная работа в дошкольном возрасте способствует всестороннему развитиюглухого ребенка.
Категория: Методическая копилка | Добавил: Administrator | Теги: Глухой, дошкольный
Просмотров: 987 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки
  • Инструкции для uCoz
  • Федеральное агентство по образованию
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Российский образовательный портал
  • Дополнительное образование детей
  • ИКТ в образовании
  • Федерация Интернет-образования
  • Всероссийский Интернет-педсовет
  • Вестник образования
  • Учительская газета
  • Первое сентября
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
  • Мордовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, Вероссийское общество глухих

  • Электронный журнал

    Погода

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 42
    Гостей: 42
    Пользователей: 0

    Все права защищены © 2024