Доступная среда для детей с нарушением слуха.
Одно из приоритетных направлений социальной политики современной России – повышение доступности и качества образования для всех категорий граждан. Ключевым ориентиром системы образования сегодня является создание специальных условий для развития и самореализации каждого ребенка. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Одно из условий предоставления равного доступа к образованию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – это создание универсальной безбарьерной среды.
Универсальная безбарьерная среда – это среда, которая обеспечивает получение образовательной услуги в учреждениях образования всем маломобильным категориям детей-инвалидов, предусматривает устройство общих универсальных путей движения и приспособления для нужд лиц с нарушением здоровья, специальных мест обслуживания. Особые образовательные потребности у детей с нарушением слуха задаются спецификой слуховых нарушений, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования.
Для детей с нарушением слуха в рамках ФГОС НОО предусматривается создание образовательных условий, учитывающих их особые образовательные потребности, в том числе в развитии коммуникации и речи.
В структуру особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся входят:
- использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию оптимальных путей обучения;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, дополнительного образования, так и в процессе индивидуальной работы;
- специальная работа по обучению словесной речи (в устной и письменной формах) в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды;
- активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений;
- специальная работа по формированию и развитию возможностей восприятия звучащего мира – слухового восприятия неречевых звучаний и речи, слухо-зрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, формированию умения использовать свои слуховые возможности в повседневной жизни, правильно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, следить за ее состоянием, оперативно обращаться за помощью в случае появления дискомфорта;
- специальная работа по формированию и коррекции произносительной стороны речи; освоения умения использовать устную речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.), использовать тон голоса, ударение и естественные жесты, чтобы дополнить и уточнить смысл, умения вести групповой разговор;
- условия обучения, обеспечивающие обстановку эмоционального комфорта, упорядоченности и предсказуемости происходящего, установка педагога на поддержание в ребенке с нарушением слуха уверенности в том, что в школе и классе его принимают, ему симпатизируют, придут на помощь в случае затруднений.
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;
- специальная помощь в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании индивидуального жизненного опыта ребенка, «проработке» его впечатлений, наблюдений, действий, воспоминаний, представлений о будущем;
- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и общеобразовательной организации;
В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся должна быть отражена специфика к организации пространства, в котором обучается слабослышащий и позднооглохший обучающийся.
Важным условием организации пространства, в котором обучаются обучающиеся с нарушением слуха, является:
наличие текстовой информации, представленной в виде печатных таблиц на стендах или электронных носителях, предупреждающей об опасностях, изменениях в режиме обучения и обозначающей названия приборов, кабинетов и учебных классов (средства пожарной тревоги с сигнализаторами);
обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации.
Учебные кабинеты, оборудуются звукоусиливающей аппаратурой, отвечающей современным аудиологическим и сурдопедагогическим требованиям, способствующей развитию слухового восприятия обучающихся (стационарной звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования с дополнительной комплектацией, при необходимости, вибротактильными устройствами (вибростол, СУВАГ) или беспроводной аппаратурой, использование индукционной петли в актовом зале на мероприятиях). В течение всего учебного дня и во внеурочное время ребенок пользуется слуховыми аппаратами с учетом медицинских рекомендаций.
В школе имеется сенсорная комната для коррекционных занятий.
В классных помещениях предусмотрены специальные места для хранения, зарядных устройств, батареек. Каждый учебный класс в начальной школе оборудован компьютерами для обучающихся.