Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всесторонне повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития школьников. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания. В минувшем 2013-2014 учебном году педагогический коллектив как говорилось выше, продолжил работу над методической проблемой школы: «Коррекция отклонений в развитии воспитанников средствами образования, социально-трудовая реабилитация для последующей интеграции в общество». Планирование методической работы школы исходило из решения проблем и задач, стоящих перед школой.
Формы методической работы:
1. Тематические педагогические советы.
2. Методические объединения.
3. Открытее уроки, занятия, внеклассные мероприятия с последующим анализом.
4. Работа над темами самообразования.
5. Индивидуальные беседы, консультации по организации и проведении уроков, занятий, внеклассных мероприятий.
6. Организация и контроль курсовой подготовки педагогов.
7. Аттестация.
8. Участие в конкурсах профессионального мастерства.
Высшей формой коллективной методической работы является педагогический совет. В минувшем 2013-2014 учебном году было проведено три тематических педсовета, связанных с методической темой школы:
1. Пути совершенствования охраны и укрепления физического и психического здоровья учащихся.
2. Учетная мотивация как показатель качества образования.
3. Создание условий для развития и саморазвития школьников на уроках и во внеурочное время.
В течение ряда лет в школе работают следующие методические объединения:
- МО учителей гуманитарного цикла (руководитель – учитель высшей квалификационной категории – Кузина Л.В.);
- МО учителей естественно-математического цикла (руководитель – учитель первой квалификационной категории – Рузанова И.В.;
- МО учителей начальных классов (руководитель – учитель высшей квалификационной категории – Дьячкова Н.В.);
- МО учителей-дефектологов (руководитель – учитель-дефектолог высшей квалификационной категории – Репникова В.И.);
- МО учителей трудового обучения и мастеров производственного обучения (руководитель – мастер высшей квалификационной категории- Балакшина Л.В.);
- МО воспитателей дошкольного отделения (руководитель – воспитатель высшей квалификационной категории- Куркова Т.А);
- МО воспитателей начальной школы (руководитель – воспитатель высшей квалификационной категории- Беспалова Н.И.);
- МО воспитателей старшей школы (руководитель – воспитатель первой квалификационной категории - Чампалова Е.В.)
- МО классных руководителей (руководитель – учитель первой квалификационной категории – Табаева М.Н.).
Модернизация методической службы
Общая целевая установка: модернизация методической службы школы-интерната в целях приведения ее в соответствие с заявленной деятельностью по созданию поливариантной образовательной среды.
Организационные задачи.
- Структурирование всех видов методической деятельности в соответствии с заявленными целями школы.
- Организация методической работы на основе конструктивного, научно-обоснованного анализа с последующей коррекцией и пере- проектированием в зависимости от эффективности реализации заявленных целей и задач.
- Создание системы непрерывного повышения квалификации в рамках школы, вне школы, включение педагогов в сетевую систему повышения квалификации.
- Формирование методологической культуры педагогов как средства повышения качества образования.
- Системное освоение педагогами новых подходов в образовании, проектных и программных типов деятельности.
- Сопровождение педагогической деятельности информационной, научной, консультационной помощью со стороны внутренних и внешних консультантов.
- Поддержка инновационных поисков педагога, развитие культуры самоанализа и анализа собственной деятельности.
- Организовывать и поддерживать разные пространства образовательной деятельности педагогов:
- разработки средств деятельности через деятельностные игры и методологические семинары;
- проектирование, анализ, фиксацию результатов и эффектов конкретных мероприятий, уроков, занятий с учащимися через коллективные формы организации педагогов, такие как методические межпредметные объединения, проектные и проблемные группы; консультирование, организованное по запросу педагога, через создание группы консультантов и условий взаимодействия с ними;
- Создать режим потребностей в презентации педагогами своих успехов через проведение открытых уроков с использованием современных педагогических технологий, видеозаписи уроков, публикации своих разработок в периодической печати различного уровня.
Нормативные задачи
- Совершенствование документальной базы деятельности методических структур.
- Совершенствование внутри школьного положения о стимулировании деятельности педагогических работников.
Мотивационные задачи
- Проведение консультаций научных работников с учителями школы-интерната (приглашение ведущих специалистов в области коррекционной педагогики).
- Представление к поощрениям различного уровня лучших педагог школ.