За годы существования школы-интерната сформировалась единая педагогическая стратегия, которая отвечает требованиям системности, гармоничности. Она составила систему обучения учащихся с нарушением слуха. К характеристикам данной системы педагогический коллектив относит: повторяемость целого в его частях; соподчиненность, уравновешенность, соразмерность частей в целом; единство целого.
Составные части предложенной системы не просто связаны друг с другом и взаимообусловлены, они не только входят одна в другую, обеспечивая её целостность, но и полностью раскрывают специфические черты системы в целом при анализе системной организации.
Основанием для выбранной системы послужили:
- физиологическое учение И. П. Павлова, которое рассматривает обучение, воспитание как процесс формирования условных связей. Знание физиологических механизмов деятельности человеческого организма, развития взаимодействия первой и второй сигнальных систем в npoцессе формирования наглядно-образного и логического мышления позволяет создать рациональную систему обучения и коррекционного воздействия на развитие аномального ребенка. Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности служит основой при определении закономерностей формирования устной речи у детей с нарушениями слуха.
- разработанная научно-мотивированная концентрическая система формирования устной речи Ф. Ф. Pay и Н. Ф. Слезиной.
Структурный уровень организации системы определяет направления работы, этапы, составные части, подходы, методы, приемы, пути обучения, связанные с формированием произносимой и воспринимаемой устной речи учащихся.
В системе обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями слуха задача формирования произносительной стороны речи занимает особое место, так как она реализуется в условиях, когда нарушено единство слуха и речи. Глубокое нарушение слуха резко меняет условия овладения звуковой речью, разрывая природную связь между восприятием речи и ее воспроизведением. Формирование произношения у глухих детей осуществляется в условиях ограниченной информации о фонетических элементах речи. В процессе обучения глухих и слабослышащих детей произношению сурдопедагоги опираются на функции зрительного, кожного, двигательного анализаторов. Ocoбое значение имеет расширение возможностей использования остаточного слуха. Последнее достигается не только за счет применения в процессе обучения звукоусиливающей аппаратуры, но и с помощью систематических упражнений, направленных на развитие слухового восприятия. Принятый в российских школах метод обучения произношению является аналитико-синтетическим и концентрическим. С точки зрения использования различных анализаторов современный метод обучения глухих детей произношению определяется как полисенсорный или мультисенсорный. Им и пользуются сурдопедагоги нашей школы. Это выражается в самом широком использовании всех способов восприятия произносительной стороны речи и контроля нал ней .
Для формирования произносительной стороны речи в школе имеется разнообразная аппаратура и различные пособия:
- звукоусиливающая аппаратура для фронтальной и индивидуальной работы;
- индивидуальные аппараты у всех учащихся школы и у детей дошкольных групп;
- приборы, оптически отображающие речевые процессы (И 2-М);
- сурдологопедические тренажеры для начальной работы над произношением - работы над голосом, речевым дыханием, звуками, слогами;
- приспособления для пассивного приведения речевых органов в то или иное пожение или движение (шпатели, зонды);
- пособия (учебники и альбомы по произношению).
Формирование произносительных навыков при использовании остаточного слуха и его развития в школе-интернате происходит двумя путями.
Первый путь - информальный (без специального обучения), на основе подражания речи сурдопедагога, учителя, воспитателя. Формирование произносительных навыков происходит на всех занятиях в дошкольной группе и всех уроках и занятиях в школе при использовании звукоусиливающей аппаратуры. Повторяя за педагогом воспринятое на слух слово или предложение, ребенок, ученик, стремится воспроизвести его близко к образцу. Поэтому все педагоги стараются говорить четко, внятно, слитно, в нормальном темпе, с соблюдением ударения и орфоэпических норм. т. е. соблюдать фонетический режим школы.
Второй и главный путь - специальное обучение произношению. Начинается он с дошкольной группы. Вначале - подготовительный период, когда проводятся подготовительные упражнения, развивающие внимание, подражание, память, совершенствующие сенсорные способности, развивающие навык восприятия слова в устной и письменной формах, воспитывающие привычку воспринимать слово как сигнал к действию.
После подготовительного периода начинается работа по устной речи на индивидуальных и фронтальных занятиях с сурдопедагогом, а навыки произношения закрепляются воспитателями.
Педагоги, ведущие музыкально-ритмические занятия, также проводят работу по формированию устной речи соответственно своей программе, согласовывая речевой материал с сурдопедагогом. Каждый вновь поставленный или откоррегированный звук «сдается» воспитателю. Под этим словом в коллективе понимается демонстрация сурдопедагога воспитателю того, как ребёнок может произносить звук во всех позициях для последующей автоматизации в речи. Также происходит и в школе, только там звук «сдастся» и учителю, и воспитателю.
В школе специальное обучение произношению осуществляется на индивидуальных занятиях, на уроках во время фонетических зарядок и на уроках ритмики. Индивидуальные занятия по Р.С.В. и Ф.П. позволяют обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая состояние егo слуха, способности к овладению звуковой речью и т. п. Главная цель этих занятий - первичное формирование, коррекция и автоматизация произносительных навыков. Фонетические зарядки предлагаются учащимся с целью закрепления вновь приобретенных произносительных навыков, предупреждения распада неустойчивых звуков, определенной установки на последующее учебное и внеклассное время. Темы речевых зарядок даются сурдопедагогом, ведущим индивидуальные занятия в этом классе, а речевой материал подбирается совместно с учителем. Педагоги класса - учителя, воспитатель, сурдопедагог – работают в тесном контакте. Во всех классах оформлены уголки техники речи, которые поверяются инструктором слуховой работы. Карты произношения детей знают все педагоги, ведущие учебно-воспитательную работу в данном классе.
На фронтальных занятиях в слуховом кабинете совершенствуются навыки внятной, выразительной речи учащихся при работе над слогоритмической и интонационной структурой речи.
Восприятие устной речи - одна из высших психических функций человека. Это внутренняя психическая сторона такого вида речевой деятельности, как слушание (аудирование), включающая акт понимания, осмысления принимаемого речевого сообщения. Потеря слуха или его снижение ограничивают сенсорную основу восприятия устной речи. Но при этом возможность слухового восприятия остается. Эта возможность обусловлена тем, что звучание голоса, некоторые акустические признаки фонем оказываются в пределах доступного ученику динамического и частотного диапазонов. Целью работы по развитию восприятия речи на слух является формирование таких навыков, которые могли бы служить основой слухо-зрительной базы становления устной речи детей с нарушениями слуха.
Для этого в школе проводятся:
- слуховые тренировки - специальные упражнения по восприятию речи слух, исключая зрение;
- работа по развитию слухового восприятия, которой охвачены все учащиеся школы (независимо от степени потери слуха);
- работа по развитию слухового восприятия - проводится систематически; - обучение восприятию речи на слух со звукоусиливающей аппаратурой или индивидуальными слуховыми аппаратами (в основном цифровыми);
- работа с наглядными средствами и дидактическим материалом (большая часть которого изготовлена самими сурдопедагогами).
Результаты своей работы по формированию произношения сурдопедагоги демонстрируют всей школе в конце учебного года при проведении речевых конференций. Форма проведения речевых конференций самая разная. В начальной школе это в основном драматизация сказок.
Эффективность речевых конференций состоит еще и в том, что во время проведения у учащихся формируется речевая активность и инициативность, развивается словесная деятельность, обогащается словарный запас, совершенствуются речевые навыки. В дошкольных группах дети демонстрируют свои успехи в обучении произношению на праздниках-утренниках. Самый важный экзамен по устной речи и сурдопедагоги, и дети -дошкольники сдают при переходе из детского сада в школу. Учитель, который будет вести занятия в первом классе, в конце года посещает занятия сурдопедагога, затем фиксирует словарь по выбранным темам. Инструктор слуховой работы проверяет произношение и слуховой словарь.
В школе в конце года проводятся контрольные проверки по развитию восприятия и формированию произношения, которые фиксируются в протоколах контрольных проверок и в картах состояния произношения. Внятность произношения проверяется в виде записи на магнитофонные кассеты контрольных слов (кассета заводится на каждого ученика школы) и фиксируется аудиторами в протоколах. Инструкторы слуховой работы высчитывают процент внятности и заносят данные в карты состояния произношения. Аудиометрические данные в картах состояния произношения фиксируются ежегодно.
Система сурдопедагогической работы в нашей школе-интернате отличается гибкостью, подвижностью, открытостью для новых поисков. Ее развитие обусловлено изменением требований со стороны общества и государства к школе, условий материальной и культурной жизни, новыми достижениями науки, техники и медицины.
- Программа "Наш край" (просмотр)