Представление педагогического опыта учителя-дефектолога ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» Сафаровой Расимы Фатыховны
Тема: «Развитие диалогической речи у детей с нарушениями слуха на коррекционных занятиях с использованием информационных технологий».
Сведения об авторе: Сафарова Расимя Фатыховна, учитель-дефектолог.
Профессиональное образование: учитель русского языка и литературы МГПИ им. М.Е. Евсевьева, № диплома ТВ №010255, дата выдачи 3 июня 1989г.;
учитель-дефектолог, сурдопедагог МПГУ им. В.И.Ленина, № диплома ДВП №061520, дата выдачи 23 июня 1995г.
Стаж педагогической работы - 33 года, в данном образовательном учреждении - 32 года.
Актуальность опыта. В сфере образования общение есть средство познания и коммуникации между участниками образовательного процесса. В связи с усложнением всех форм коммуникации в образовательном пространстве, наращиванием объема обучающей информации, разнообразием её источников и носителей в современной социокультурной ситуации, становится приоритетным развитие коммуникативной культуры учащихся, особенно в школах для детей с нарушениями слуха.
Коммуникативная функция языка наиболее ярко проявляется в диалогической речи, так как именно в ней сообщение оформляется в непрерывное взаимное общение. А общение играет огромную роль в становлении и развитии личности, являясь одним из главных факторов психологического развития ребенка. Стремление к общению часто занимает ведущее место среди мотивов поведения человека, побуждающих его к совместной практической деятельности.
Актуальность данной темы состоит в том, что диалогическая речь широко используется в процессе обучения восприятию и воспроизведению речи, активизируя устную коммуникацию учащихся. Это содействует закреплению сформированных навыков, развитию желания и умения общаться на основе устной речи. Формирование устной связной речи является одним из факторов полноценного развития личности слабослышащих и глухих детей, наиболее полной их адаптации в современном обществе.
Одним из направлений моей работы по развитию диалогической речи на коррекционных занятиях является использование информационных технологий, которые создают эффективные условия для развития коммуникативных умений и навыков, слухового восприятия, формирования связной речи, расширения словарного запаса; способствуют выполнению умственных и практических действий; стимулируют познавательную и речевую активность; служат для накопления опыта в построении грамматических конструкций в зависимости от ситуации, а так же коррекции психофизических процессов согласно возрасту.
Использование информационных технологий в качестве средства обучения и развития детей, индивидуализирует и дифференцирует процесс обучения, делает его более интересным, более доступным и привлекательным для ребенка.
В наше время информационно-коммуникативные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями слуха. Они помогают вывести ученика с репродуктивного (низкого) на продуктивный (средний) и творческий (высокий) уровень освоения диалогической речи. Диалог выступает не просто педагогическим методом и формой обучения, но становится приоритетным принципом коррекционного образования.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии диалогической речи с использованием современных информационных технологий у детей с нарушениями слуха; достижения такого уровня произношения, который позволит учащимся удовлетворить коммуникативные потребности; сформировать достаточно внятную диалоговую речь, понятную собеседнику.
Наличие теоретической базы. Изучив методическую литературу ряда авторов: Боскис Р.М., Комарова Л.В., Зикеева А.Г. и др., а так же методические рекомендации Стаценко В.Я., Королевской Т.К. и др., где важное место уделяется работе над восприятием и воспроизведением диалогов, посетив занятия коллег, я стала реализовать эту форму работы на своих занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения.
Развитие диалогической речи в школе-интернате для детей с нарушениями слуха в полной мере реализуется с использованием информационных технологий. Проблема внедрения данных технологий в систему специального образования была поставлена Институтом коррекционной педагогики как методологическая проблема. В настоящее время ряд специалистов - дефектологов: Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Никольская И.А., Годин Л.С., Кузьмичёва Е.П., Яхнина Е.З. и др. исследуют и разрабатывают концепции, модели, технологии внедрения ИКТ в коррекционный процесс.
В процессе работы над своей темой я ознакомилась с описанием специальных компьютерных программ, разработанных специалистами Лаборатории компьютерных технологий Института коррекционной педагогики РАО, которые позволяют максимально удовлетворять особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха, более эффективно решать образовательные, развивающие и коррекционные задачи на занятиях РСВ и ФП.
Новизна. Диалогическая речь является наиболее социально значимой для детей с нарушениями слуха. Отсутствие или дефицит речевого общения ведёт к различному рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, поэтому необходимо формировать и развивать весь комплекс знаний, умений и навыков диалогической речи.
Использование современных информационных технологий даёт возможность более эффективно и результативно работать над диалогической речью, что в конечном итоге ведёт к овладению коммуникативными навыками и способствует развитию связной правильной естественной выразительной речи, понятной окружающим и необходимой для общения и социализации в современном обществе.
Технология опыта. В процессе работы над своей темой я выделила основные трудности у учащихся при овладении диалогом: пассивная позиция в диалоге; преобладание коротких односложных предложений; ответы часто ограничиваются одним словом; неумение последовательно и точно излагать свои мысли; редкое использование форм речевого этикета; ограниченный словарный запас; неправильное фонетическое оформление высказывания; отсутствие умения правильно строить предложения; нарушение грамматического строя речи; неадекватное употребление слов по их значению; нарушение связи слов в предложении; затруднения в понимании смысла реплик, высказанных в форме краткого сообщения или встречного вопроса; преобладание заученных вопросов и ответов; отсутствие мотивов общения; узкий круг участников общения.
Поэтому формирование и развитие умений и навыков вести диалог - важная часть коррекционно-развивающей работы. Для успешного обучения детей диалогической речи необходима систематическая работа, которая направлена на реализацию следующих целей:
- формирование достаточно внятной диалоговой речи, доступной пониманию окружающих;
- создание ситуаций, способствующих широкой речевой практике;
- постоянное обогащение диалогической речи учащихся обиходно-разговорной лексикой и её варьирование;
- развитие у детей умений вступать в контакт и поддерживать его в условиях учебно-игровых и реальных ситуаций общения;
- формирование умений пользоваться различного рода опорами: зрительными и слуховыми, вербальными и невербальными, содержательными и смысловыми;
- показ использования разнообразных синтаксических конструкций (словосочетаний и предложений) в диалоге в разных условиях общения;
- отход от употребления полносоставного предложения и заучивания образцов;
- использование диалоговой речи в процессе обучения восприятию и воспроизведению устной речи;
- формирование умений и навыков вести диалог в различных жизненных ситуациях; выражать свои интересы, потребности и реагировать на интересы и потребности собеседника; высказываться и вести беседу об увиденном, прочитанном, прослушанном; обмениваться мнениями об этом;
- развитие навыков выразительного чтения диалога вслух и про себя.
Диалогическая речь должна развивать у детей способность мыслить, творить, оценивать чужую мысль, чужое творчество; обеспечить учащимся с недостатками слуха мобильность, толерантность, коммуникабельность, возможность быстрой реакции в изменяющемся информационном мире для жизненного и профессионального успеха.
Для более эффективной работы над диалогической речью использую разнообразные средства информационных технологий. Например, из комплекса обучающих компьютерных программ мною были отобраны следующие: Microsoft Word (текстовый редактор), компьютерная программа PowerPoint (создание презентаций) и Paint (для рисования) с помощью, которых можно создавать электронные продукты (презентации, электронные пособия, слайды и т.д.). Эти программы позволяют адаптировать речевой материал текстов с диалогами, учитывая слухоречевые, психологические и возрастные особенности слабослышащих и глухих детей; применять разнообразные и взаимодополняющие коррекционные приёмы работы над диалогом: ответы на вопросы с помощью наглядного выбора, дополнение услышанных неполных фраз, различение фраз с подбором предложенных изображений, наращивание простых предложений по вопросам с использованием голоса и словаря, задания на исключение лишней фразы в диалоге и т.д.
Учитель должен анализировать и отбирать для работы компьютерные программы, определять их место, роль, способы включения в учебный процесс, иметь ясные представления о возможном коррекционном эффекте.
В своей работе применяю обучающие компьютерные программы-тренажёры, в основе которых лежат игровые упражнения, с помощью их оцениваются результаты работы каждого ученика на данном занятии.
При проведении групповых занятий в компьютерном классе для развития диалогической речи возможно использование интерактивной доски и работа парами. При такой форме организации у детей с нарушением слуха формируются навыки взаимоконтроля и взаимооценки; развивается интерес к совместным коллективным формам учебной работы; приобретается опыт социального поведения, который содействует развитию самостоятельности, инициативности и готовности к взаимопомощи.
Компьютерные ресурсы позволяют создавать собственный дидактический материал, учитывая требования программы, уровень слухоречевого развития детей, индивидуальные особенности и возможности ребенка. Информационные технологии позволяют довольно быстро создать требуемый объем дидактического материала, при этом педагог может сам задавать уровень сложности заданий, лексический материал, который при этом будет уточняться, и закрепляться, на деле реализовывать индивидуальный подход к ребенку, учитывая зону его ближайшего развития.
Мною разработан большой дидактический материал ситуативных диалогов на определенные темы. Темами диалогов являются часто встречающиеся жизненные ситуации, например: «Моя семья», «Каникулы», «Здоровый образ жизни», « В аптеке», «Планы на будущее», «Компьютер в моей жизни», «Разговор в магазине», «На вокзале», «Звонки в экстренные службы», «В библиотеке», «Встреча друзей», «Приём гостей», «Любимый питомец», «Знаменитые люди», «Сегодня в мире» и т.п.
Из всех информационных технологий чаще всего использую электронные презентации, потому что занятия для детей с нарушениями слуха должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением богатого иллюстративного материала, аудио и видео сопровождением. Использование презентаций целесообразно на любом этапе работы над диалогической речью.
Разработаны собственные презентации, а также накоплена уже достаточно большая коллекция презентаций по учебным темам к занятиям по РСВ и ФП, собрана медиатека.
В своей работе использую материалы и других цифровых образовательных ресурсов. Интернет-ресурсы позволяют быстро и в разных объёмах собрать и представить материал по любой теме.
Во внеурочное время с целью развития диалогической речи с помощью информационных технологий были проведены речевые конференции, например: «Певцы родной природы», «Сказочная страна», «Этот удивительный мир природы», «С малой Родины моей начинается Россия», «Мир профессий», «Городам героям посвящается…» и др.; тематический вечер «Ты единой России частица»; конкурсы чтецов «Души прекрасные порывы…», «Памяти пылающих лет», « Берёзовая Родина моя» и др.
При использовании средств информационных технологий соблюдаю гигиенические нормы и рекомендации работы за компьютером и провожу зрительную гимнастику, как во время работы, так и после работы на компьютере.
Считаю, что внедрение информационных технологий позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их творческий потенциал, индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, а также способствует решению одной из важнейших задач в школе для детей с нарушениями слуха – развития диалогической речи.
Результативность опыта. В результате работы над темой мною были выделены следующие особенности и преимущества развития диалогической речи с использованием информационных технологий на занятиях по РСВ и ФП у детей с нарушениями слуха, которые:
- позволяют выйти на новый уровень помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья;
- формируют внятную, членораздельную, достаточно естественную диалоговую речь и речевое общение, что необходимо для осуществления устной коммуникации с окружающими;
- реализуют дифференцированное обучение восприятию и воспроизведению диалогической речи;
- выстраивают для каждого учащегося индивидуальную программу обучения;
- совершенствуют методы обучения восприятию и воспроизведению диалоговой речи с учётом состояния слуховой функции, уровня речевого развития, индивидуальных психофизических особенностей детей;
- формируют умения и навыки правильно излагать свои мысли, чувства и желания, строить развернутый диалог;
- создают речевую среду и условия для самовыражения детей с нарушениями слуха в рамках речевой деятельности;
- развивают диалоговую речь, позволяющую повышать уровень слухоречевых возможностей детей с нарушениями слуха;
- улучшают слуховое восприятие и произносительные навыки учащихся;
- способствуют увеличению показателей внятности речи;
- реализуют на занятиях принцип доступности предлагаемого учебного материала и личностный индивидуальный подход к каждому ученику;
- позволяют использовать адаптированный материал и современные научно обоснованные методы и средства обучения диалоговой речи;
- делают возможным использование информационных технологий на занятиях по РСВ и ФП с учётом структуры нарушения слуха обучающихся;
- позволяют использовать компьютерные программы, значительно повышающие эффективность коррекционно-развивающей работы.
Таким образом, работа по развитию диалогической речи с использованием информационных технологий способствует улучшению показателей внятности речи, развитию слуховой функции и улучшению произносительной стороны устной речи у детей с нарушениями слуха. Речевое общение детей стало более активным, насыщенным разнообразным словарным материалом. Обучающиеся научились широко пользоваться различными диалогическими конструкциями, общаться устной речью в свободное время со своими сверстниками и взрослыми, свободнее чувствовать себя в общественных местах, самостоятельно посещать магазины, парикмахерские, кафе и т.д., участвовать вместе со слышащими детьми в различных мероприятиях.
В результате внедрения диалогов на занятиях по РСВ и ФП наметилась положительная динамика в сторону усвоения детьми языка в его непосредственном назначении – общении, в умении пользовать самостоятельной речью, умении задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы. Систематическое, регулярное изучение диалогов, их обыгрывание на занятиях, использование информационных технологий служат эффективным средством обогащения речевой практики слабослышащих и глухих учащихся.
Особо хочется отметить, что достаточно свободное владение выпускниками школы-интерната диалогической речью способствует более свободному выбору профессии, учебного заведения, а также трудоустройству, достижению определённого социального статуса и адаптации учащихся с нарушениями слуха к реальностям современного мира.
Распространение опыта. Своим педагогическим опытом я делилась:
- на Международной научно-практической конференции «57-е Евсевьевские чтения» на тему ««Использование современных цифровых технологий в условиях дистанционного обучения детей с нарушениями слуха» 15-16.04. 2021г.;
- на заседании педагогического совета школы-интерната на тему «Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения диалоговой речи на занятиях по РСВ и ФП у детей с нарушениями слуха», протокол № 6 от 02.11. 2020г.;
- на заседании методического совета учителей-дефектологов школы-интерната на тему: «Активизация речевого общения через тексты-диалоги у детей с нарушениями слуха на занятиях по РСВ и ФП», протокол № 4 от 30.10. 2019г.;
- на заседании методического совета учителей-дефектологов школы-интерната на тему: «Развитие диалогической речи на коррекционных занятиях, как одно из направлений социальной адаптации детей с нарушениями слуха», протокол №2 от 28.10. 2021г;
- при проведении открытого занятия по РСВ и ФП для учителей-дефектологов на тему «Дифференциация звуков Ш-Ж. Текст «Пожар», протокол №3 от 24.11.2021г.;
- при проведении речевой конференции на тему «Природы чудные мгновения…», протокол №8 от 05.04.2018г.;
- при проведении речевой конференции на тему «Городам-героям посвящается…», протокол №10от21.04.2022г.;
- в публикации в научно-методическом и информационном журнале «Народное образование Республики Мордовия» №3 2020г. на тему «Развитие и использование остаточного слуха в процессе формирования произносительных навыков у детей с нарушениями слуха»;
- в публикации на Всероссийском образовательном портале «Продлёнка» www.prodlenka.org. презентации на тему «Природы чудные мгновенья…» 15.03.2020;
- в публикации на сайте infourok.ru презентации по развитию слухового восприятия и формированию произношения «С книгой мир добрей и ярче!» 16.03.2020г.;
- в публикации на сайте infourok.ru сценария речевой конференции «Живут в России чудо мастера…» 23.03.2020г.
- в публикации авторского материала на ресурсе Всероссийского информационно-образовательного портала «Академия педагогических проектов Российской Федерации», статья «Использование разнообразного речевого материала на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения у детей с нарушениями слуха» 12.10.2022г.
Список литературы:
- Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. М.: Сов. спорт, 2004.- 304 с.
- Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений. – М.: Академия, 2007. – 198 с.
- Королевская Т.К., Стаценко В.Я. Развитие слухового восприятия глухих учащихся. – М.: Просвещение, 1992. – 94 с.
- Кузьмичёва Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. Развитие восприятия и воспроизведения устной речи у глухих школьников на индивидуальных занятиях. – Орёл, 2013. – 218 с.
- Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Зеленская Ю.Б., Информационные технологии в обучении произношению. Полиграф-Сервис, 2004.
- Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. – М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.
- Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании. – М.: Академия. – 2011. – 137 с.
Приложение:
1. Презентация портфолио (просмотр)
2. Видеофрагмент урока (просмотр) (просмотр) |