Представление собственного педагогического опыта воспитателя ГК ОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» Александриной О.И.
1. Тема: Воспитание духовно-нравственной культуры у детей с нарушениями слуха".
2. Сведения об авторе: Александрина Ольга Ивановна, воспитатель.
Профессиональное образование: учитель начальных классов, МГПИ им. М.Е. Евсевьева, ЭВ № диплома 049299, дата выдачи: 27.06.1995г.
Стаж педагогической работы – 24 лет, в данной образовательной организации - 24 лет.
3.Актуальность духовно - нравственного воспитания проявляется в том, какая личность сформируется, каким гражданином, человеком станет подросток. Дети с нарушением слуха являются особой группой социума, поскольку у них нет возможности полноценного общения с окружающей средой. Ведь слух является средством восприятия мира, который наполняют разные звуки: смех и голоса людей, шорох листвы и пение птиц. Слабослышащие дети, обучаясь в нашей школе, готовятся к вступлению в жизнь. Их социальная адаптация во многом зависит от уровня нравственного развития. Воспитание добрых чувств – это не менее, а в каком- то смысле даже и более важная задача, чем воспитание ума. Одной из важных задач духовно-нравственного воспитания является формирование нравственного сознания, которое тесно связано с уровнем речевого развития слабослышащих детей. При этом главное состоит в том, что система отношений с другими людьми должны опираться на собственную активность личности в приобретении знаний, умений, навыков, творческих способностей, нравственных качеств. Одной из задач в формировании личности неслышащего школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Важно воспитать в детях с нарушением слуха самостоятельность в принятии решений, целенаправленность в действиях и поступках.
Вопросы воспитания, обучения и развития личности остаются сегодня одной из главных проблем. Цель воспитания школьников с нарушением слуха– создание условий для формирования и развития личности - высококультурной, интеллектуальной, социально активной, успешной, гуманной. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества, и общество возлагает эту задачу на школу. Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения.
4.Ведущая педагогическая идея опыта создание оптимальных условий через организацию внеурочной деятельности для духовно-нравственного воспитания обучающихся с нарушением слуха необходимого для дальнейшей адаптации к окружающему миру, то есть социализации.
5.Теоретическая база Формирование системы нравственных ценностей и ориентаций представляет собой одно из важнейших направлений коррекционно- воспитательной работы по формированию личности слабослышащего ребёнка. Л.С. Выготский рассматривал целенаправленное и систематическое воспитание у школьников нравственного поведения, добрых чувств и нравственного сознания, как главную задачу дефектологии и неотъемлемую часть программы социализации. Духовно-нравственное воспитание помогает расширять связи ребёнка с окружающим миром, предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновения в мире других людей, приобщение к культуре родного края. А. С. Макаренко говорил, что «особую роль в развитии ценных свойств характера играют нравственные привычки», что «научить ребенка поступать правильно, когда никто не слышит, не видит и ничего не узнает, - это очень трудно…»
6. Новизна опыта заключается в комплексном подходе на основе изучения православных праздников и традиций, изучение памятников культуры, знакомство с традициями родного края.
Технология опыта Внеклассные мероприятия дают детям с нарушением слуха возможность расширить кругозор, представления об окружающем мире. Акцент на данный метод, уместно делать с позиций того, что многие обучающиеся нашей школы проживают в интернате, и до поступления в школу, зачастую не имели возможности посещать познавательно-развлекательные мероприятия, заниматься в кружках, например, в связи с отдалённостью района или населенного пункта проживания, а также в связи с минимальным наличием у родителей знаний по педагогической работе со слабослышащими и глухими детьми.
Для подготовки учащихся с нарушениями слуха к интеграции в социум и интегрированному обучению вся работа в школе – интернате организована в виде структурных блоков:
Мои основные направления работы:
В образовательном процессе я использую фронтальный метод работы: показ иллюстраций, образцов изделий, видеоматериалов, презентаций, сопровождающиеся пояснением и беседой с обучающимися. Использую такую красочную наглядность как фотографии с видом прекрасной природы Мордовии, ее самобытными местами, обращаюсь к нашим духовным истокам, которые запечатлены в музейных экспонатах, изделиях старых мастеров и ремесленников, знакомимся с различными бытовыми предметами, выполненными руками местных мастеров, с национальными костюмами, как мордвы, так и других народов, населяющих нашу республику. Вся эта наглядность привлекает внимание обучающихся, вызывает у них ряд вопросов, на которые мы вместе ищем ответы. Они задают множество вопросов: «Что это?», «Как называется?» и т.д. в этом особая ценность всех методов наглядного обучения в школе для детей с нарушениями слуха.
Наряду с традиционной подачей материала использую ИКТ, потому что согласно исследованиям ученых: визуальная подача материала с сопутствующим объяснением увеличивает восприятие и сохранность получаемой информации.
Музейно-педагогический проект «Мы нашли таланты-5!» , который был организован на базе Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С. Эрьзи, при поддержке ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» для социально незащищённых детей и детей, имеющими ограничения по здоровью, в котором участвуют и воспитанники нашей школы, способствует решению комплекса задач по духовно – нравственному воспитанию обучающихся:
-
формирование духовно – нравственного и эстетического отношения к окружающей действительности средствами декоративно – прикладного искусства;
-
воспитание уважительного отношения к труду народных мастеров;
-
расширение представления обучающихся о многообразных предметах народного декоративно – прикладного искусства.
Результативность Одна из интереснейших форм стимулирования обучающихся к знаниям – это выставки детских работ. Совместно с детьми я отбираю лучшие работы, при этом опираюсь на мнение ребят. Необходимо, чтобы детские работы увидела более широкая аудитория. Очень важно, чтобы и сам ребенок, е его руководитель, и родители видели его произведения в ряду других работ. Надо отметить и тот факт, что конкурсы дают возможность выявить наиболее талантливых и одаренных детей. Работы, выполненные коллективно, сплачивают ребят, взаимопомощь способствует дружеским взаимоотношениям.
Высоким показателем результативности являются достижения моих воспитанников. Работы детей постоянно выставляем в городских, российских и международных конкурсах, фестивалях, выставках и они занимают призовые места.
Мария К. заняла 1 место на городском конкурсе рисунков «Мой любимый мульт - герой» в 2018 году, также я подготовила девочек старших классов к республиканскому конкурсу рисунков «Фестиваль профессий» проводимый в ГБОУДПО «МРИО». Воспитанники моего класса участвовали в международном конкурсе детского творчества «Краски», где оказались в числе призеров.
Во вторую половину дня, в рамках запланированных мероприятий, мы совместно с воспитанниками моего класса посещаем выставки, музеи, спектакли, посредством чего обогащается их нравственный мир, развивается эстетический вкус.
Воспитание - это беспрестанный поиск. Это сложный процесс, где есть и победы, и поражения. Успех всего дела духовно-нравственного и эстетического воспитания могут решить лишь совместные усилия школы, семьи и всей общественности.
Проведены открытые мероприятия:
-
Мастер-класс «Роспись пасхальных яиц» (Протокол №4/1 от 05.04.19г.)
-
Конкурсы рисунков ко Дню Матери, 8 Марта, 23 февраля 9 Мая, общешкольное мероприятие к Дню защитников Отечества (Протокол№3/3от 19.02.2016г.)
-
Общешкольные мероприятие «Безопасная дорога детям» (Протокол№2/2 от 19.10.17г.)
-
Выступления на МО воспитателей: «Патриотическое воспитание детей снарушением слуха» (Протокол №4 от 29.03.2016г.)
-
Выступление на педагогическом совете: «О формировании ответственного отношения к окружающей среде детей с нарушением слуха во внеурочное время» (Протокол№4 от 28.03.19г.)
-
Технология проектной деятельности в воспитательном процессе (Протокол №2 от 01.11.2018г.)
-
Публикации: в сборнике статей, изд. МРИО 2019г. «Развитие художественно-творческих способностей учащихся обучающихся с нарушением слуха посредством изобразительного искусства»
Список литературы:
-
Казаченок, Н. В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. 5-9 классы. Методические рекомендации / Н.В. Казаченок, Н.В. Шмелева. - М.: Просвещение, 2014. - 240 c.
-
Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2012. - 318 c.
-
Сухомлинский В.А. Как воспитатель настоящего человека /Сост. О.В. Сухомлинская. - М.: Педагогика. - 1989. - 288 с.
Приложение:
- Презентация портфолио (просмотр)
|