Представление собственного педагогического опыта воспитателя ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» Гребенцовой В.А.
Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей с нарушениями слуха»
Сведения об авторе: Гребенцова Вера Александровна, воспитатель.
Профессиональное образование: учитель мордовского языка и литературы, русского языка и литературы, МГУ имени Н. П. Огарёва, диплом РВ № 227188, дата выдачи 29 июня 1988 г.
Стаж педагогической работы: 37 лет, в данной образовательной организации (в должности – воспитатель): 29 лет
Актуальность духовно - нравственного воспитания проявляется в том, что успешность социальной адаптации детей с нарушениями слуха напрямую зависит от их уровня личностного развития в соответствии с требованиями современного общества. По мере осуществления социальных, экономических, политических реформ в российском обществе, стремительно меняются условия и характер человеческого труда, его мотивация; и эта экономическая ситуация предъявляет новые требования к совершенствованию личности, к ее развитию, к таким личностным качествам, как нравственность, ответственность, чувство долга, которые в конечном счете являются показателями духовной зрелости человека. Формирование основ гражданской идентичности учащихся является основным направлением развития гражданского общества.
Процесс формирования устойчивых нравственных свойств личности воспитанника, выработки нравственных ценностей и норм поведения особенно актуален для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить яркой полноценной жизнью.
Главной целью современной школы является воспитание духовно-развитой, творческой, толерантной, нравственной, физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненных позиций, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях. Достижение данной цели можно лишь путем повышения качества воспитательной работы через создание условий для формирования такой личности, а понятия «личность» и «культура» неразрывны.
Целью работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.
Ведущая педагогическая идея опыта определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования, что существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление о школе как учреждении, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем - и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося.
Духовность и нравственность – это те приоритетные ценности, которые должны быть положены в основу воспитания детей и молодежи и тем более детей с ограниченными возможностями здоровья.
Теоретическая база. Проблемой духовно-нравственного воспитания детей занимались Н.П. Шитякова, В.А. Сухомлинский, Р.Л. Лившиц, С.Л. Франк, Н.Г. Дмитриева, В.В. Знаков и многие другие. Проблемы в нравственном формировании личности людей с нарушениями слуха сурдопедагоги (В.И. Флери, Н.М. Лаговский) связывали с недостатками обучения и воспитания и с оптимизмом смотрели на возможности работы в этом направлении. В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нем.
Сейчас активно развивается сотрудничество православной церкви и школы. Издается много литературы, помогающей педагогам ориентироваться в обучающих программах.
Новизна опыта заключается в системном подходе к проблеме, в отборе и оптимальном сочетании различных педагогических технологий. Это достигается также использованием в практике педагогических «находок», в комплексном подходе на основе изучения православных праздников и традиций, изучение памятников культуры, знакомство с традициями родного края.
Технология опыта ребята с нарушением слуха приходят в школу из семьи с низким уровнем воспитанности. Дети не знают, соответственно, не соблюдают, элементарных норм поведения в обществе, недостаточно грамотны, не владеют культурой общения со сверстниками и старшими, часто конфликтуют, не понимают и не принимают требований педагогов и родителей. Поэтому работа воспитателя состоит в том, чтобы правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества.
На данный момент я работаю с воспитанниками 9-го класса в возрасте 16-17 лет с нарушениями слуха, их 7 человек. Начала я эту работу с 5 класса по рабочей программе «Я и мое Отечество», которая разработана для обучающихся 5-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Целью моей программы является социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности, духовного наследия и достижения родного народа, народов России и всего человечества.
В своей работе я использую непосредованный и опосредованный методы обучения. К непосредованному обучению относятся беседы, воспитательные часы, праздники. Эти занятия способствуют большей раскованности детей, возможности свободно проявить своё эмоциональное состояние, самостоятельность. Обсуждая близкие им темы (о семье, о друзьях, о природе и прочие) в непринуждённой обстановке дети учатся рассказывать, беседовать, описывать, рассуждать, вести диалог, проявлять своё творчество.
Воспитанники принимают активное участие в общешкольных мероприятиях, что способствует воспитанию у них нравственных качеств личности, любви к Родине, уважительного отношения к нравственным ценностям своей семьи.
Участие детей в праздниках - это не только воспитание ребенка через искусство, но и прежде всего лечение его души: укрепление духовных сил, гармонизация психоэмоционального состояния.
К опосредованному методу относятся мероприятия, направленные на закрепление у детей тех качеств личности, которые прививаются во время бесед, воспитательных часов. При посещении столовой, общественных мест, во время экскурсий я направляю поведение детей в нужное русло, создаю ситуации, в которых ребятам приходится закреплять все полученные ранее знания, умения и навыки на практике.
Такие формы деятельности открывают путь школьника к духовно-нравственной стороне познания окружающего мира, обращают внимание на его богатство. Большое значение я придаю воспитанию у детей чувства любви к своему городу, своей стране, к людям, прославившим Россию, значимости православных праздников, осуществляя при этом творческий подход к проведению следующих форм работы: занятия на темы: «Край, в котором ты живешь», «Памятники города», «Наша Родина - Россия»; «О чем поет колокол?», «Откуда пошла земля русская?»; проведение праздников «Рождество Христово», «Православная Россия в лицах», «История в архитектурных памятниках».
Педагогический смысл работы по нравственному становлению воспитанника состоит в том, чтобы помочь ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Успешность данного вида деятельности в формировании нравственного качества школьника зависит от грамотности всех педагогов и эмоционального отклика детей.
Результативность. Работая над проблемой духовно-нравственного воспитания, использую для этого содержание изучаемого материала и различные методические приёмы, способствующие осмыслению и усвоению моральных идей. Для этого я провожу внеклассные и общешкольные мероприятия согласно календарного плана рабочей программы воспитания ОУ, такие как: «Масленица», «Рождество Христово», «Осенний бал», «День именинников», «День Победы», «День Матери», «День здоровья», «Школа здорового образа жизни», «Веселые старты» и т.д.
Мною с воспитанниками проводятся беседы на темы: «Символы России», «Если с другом вышел в путь», «Моя Россия», «О болезнях грязных рук», «Секреты здорового образа жизни», «В здоровом теле – здоровый дух», «О профилактике вредных привычек». Я знакомлю детей с законами РФ и правовыми документами, воспитываю в них уважение к законам, к правам и интересам каждой личности, мы изучаем обязанности и права учащихся и граждан РФ.
Организовываем экскурсии в храмы, музеи, места боевой славы, театры, что также способствует формированию духовно-нравственных качеств моих воспитанников.
Мои воспитанники участвуют в общественной и спортивной жизни школы, города, республики. Елена К. занимается в танцевальном кружке «Непоседы», Алина К. и Валерия Е. - в танцевальном кружке «Вдохновение». Девочки участвуют и занимают призовые места в хореографических конкурсах республиканского и межрегионального уровня среди детей с ОВЗ («Звезды детства», «Живи с мечтой», «Варенье», «Как взмах крыла»). Владислав Е. и Кирилл Л. занимаются легкой атлетикой, Артем Б. и Даниил У. ходят в секцию по настольному теннису. Каждый из воспитанников класса нашел свое увлечение.
Распространение опыта.
Мною проведены открытые занятия, мастер-классы и внеклассные мероприятия:
- мастер-класс «Роспись пасхальных яиц» ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» (Протокол № 5/2 от 12.04.2017 года);
- общешкольное внеклассное мероприятие «День осенних именинников» ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» (Протокол № 3/3 от 22.10.2017 года);
- мастер-класс «Росписи пасхального яйца» ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» (Протокол № 4/1 от 05.04.2018 года);
- открытое занятие для воспитателей методического объединения воспитателей школы-интерната «Правила поведения в общественных местах» ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» (Протокол № 4/2 от 20.03.2019 года);
- мастер-класс «Подарки к Пасхе» ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» (Протокол № 4/1 от 24.04.2018 года);
- общешкольное внеклассное мероприятие игра «Новогодний квест» ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» (Протокол № 3/2 от 22.12.2020 года);
- общешкольное внеклассное мероприятие экологический квест «День леса» ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» (Протокол № 4/4 от 17.03.2021 года);
- общешкольное внеклассное мероприятие «последний звонок» ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» (Протокол № 4/5 от 22.05.2021 года);
- общешкольное внеклассное мероприятие квест-игра «Новогодний переполох» ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» (Протокол № 3/2 от 24.12.2021 года)
Выступления:
- на заседании методического объединения воспитателей основной школы-интерната «Требования к результатам освоения адаптивных образовательным программам» (Протокол № 4 от 30.03.2017 года);
- на заседании методического объединения воспитателей основной школы-интерната «Формы профориентационной работы с воспитанниками» (Протокол № 4 от 27.03.2017 года);
- на заседании методического объединения воспитателей основной школы-интерната «Проблема сквернословия в современном обществе среди подростков» (Протокол № 4 от 27.03.2020 года);
- на заседании педагогического совета школы-интерната «Дистанционное воспитание детей с нарушениями слуха во время пандемии» (Протокол № 5 от 13.05.2020 года);
- на заседании методического объединения воспитателей основной школы-интерната «Формирование созидательного отношения личности ребёнка к своему здоровью» (Протокол № 3 от 29.12.2020 года);
- на заседании методического объединения воспитателей основной школы-интерната «Основные направления духовно-нравственного развития воспитания детей с ОВЗ как граждан России в условиях введения ФГОС» (Протокол № 4 от 30.12.2021 года)
Публикации:
- статья на тему «Воспитание в современной школе: от программы к действию» в научно-методическом сборнике статей «Вопросы воспитания и творческого развития детей»;
- методическая разработка «Сценарий праздника «ДЕНЬ МАТЕРИ» на образовательном портале «Инфоурок», декабрь 2021
Список литературы:
- Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании школьников. Педагогика. 2005, № 5.
- Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании. Педагогика. М.: 2008,№ 2.
- Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников - М.: Просвещение, 2012.
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». М: Просвещение, 2009 г.
- Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях. Стандарты и мониторинг в образовании. – 2005 № 3.
- Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. 5-11 классы: Основные аспекты, сценарии мероприятий / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. - М.: 2005. (Методическая библиотека).
Приложение:
1. Презентация портфолио (просмотр)
2. Фронтальное занятие воспитателя Мотякиной С.А. (просмотр)
|