Представление собственного педагогического опыта воспитателя ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха» Кондратьевой В.А.
Тема: «Формирование здоровьесберегающих компетенций обучающихся посредством организации воспитательной работы»
Сведения об авторе: Кондратьева Валентина Алексеевна, воспитатель.
Профессиональное образование: учитель русского языка и литературы, МГПИ им. М.Е. Евсевьева, МВ № диплома 221142, дата выдачи: 12.07.1985г.
Стаж педагогической работы – 42 года, в данной образовательной организации - 15 лет.
«Здоровье не все, но все без здоровья - ничто» Сократ
Актуальность опыта. В связи с переводом школы в качественно новое состояние, представленное в Федеральном государственном образовательном стандарте, перед современной школой четко сформулирована главная задача: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Прогрессирующее ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения делает актуальной тему поиска новых подходов в решении задач формирования здорового образа жизни обучающихся, внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий, обеспечивающих формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.
Федеральный государственный образовательный стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.
Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодня необходимо не просто обеспечить здоровьебезопасное образование, а сформировать у детей компетентность самоорганизации, т. е. научить их управлять своим здоровьем и полноценно использовать свои личностные ресурсы. Если мы научим воспитанников с самого раннего детства ценить, беречь и укреплять здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и физически развитыми.
В нашей школе учатся дети с ограниченными возможностями здоровья. Они имеют нарушения слуха, а также нарушения в психофизическом развитии, что отражается на их здоровье и дальнейшей адаптации в жизни. Поэтому ценностное отношение к здоровому образу жизни обучающихся выбрано мною основным направлением в работе.
Ведущая педагогическая идея опыта. В основе моей проблемы заложена идея приоритетности здоровья, которое рассматривается в качестве основополагающего компонента личности. Обеспечение жизнедеятельности каждого ребенка происходит на физиологическом, психологическом и социальном уровнях посредством механизмов сохранения, укрепления и формирования здоровья. Правильный учет этих механизмов в образовательной деятельности не только способствует сохранению здоровья обучающихся с ограниченными возможностями, повышению их резервов и овладению индивидуальными способами управления своим здоровьем, но и обусловливает успешность обучения.
Теоретическая база опыта. Различные аспекты поднимаемой проблемы достаточно широко обсуждались в научной и научно-методической литературе и исследовались многими учеными. Так, социально-философской проблематикой, связанной со здоровым образом жизни, занимались И.В. Бестужев-Лада, В.Л. Еременко, Ю.П. Лисицын, Л.Г. Матрос, Н.А. Ожеван, В.П. Петленко, А.В. Сахно, И.Н. Смирнов, В.А. Троянский, А.Г. Щедрина. Вопросу здровьесберегающих учебных дисциплин посвящены работы многих психологов, педагогов, методистов: П.К. Кулагина, Д.В. Колесова, Н.Т. Костюк А, Ю.И. Малеванного, В. М. Максимовой, Э. М. Мирского, С.В. Меньковой. Благодаря трудам этих ученых сформулированы основные цели, задачи, определены структурные компоненты здровьесберегающих учебных дисциплин в школе и классификация уроков. Задачи образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. Это Закон РФ «Об образовании», национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ и т.д.
Основные принципы образовательной политики в России направлены на внедрение качественно новой парадигмы образования - компетентностной, позволяющей сочетать фундаментальность базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом. На основе этого я разработала программу дополнительного образования «Мы за здоровый образ жизни», которая была одобрена на заседании методического объединения воспитателей школы-интерната. Актуальность программы заключается, прежде всего, в том, что она ориентирована на решение таких значимых проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный положительный эффект оздоровления учащихся.
Новизна опыта. Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с воспитанниками. Комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом и на единой методологической основе.
Я считаю, что именно комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья обучающихся от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья школьников, воспитания у них культуры здоровья, могут быть названы здоровьесберегающими технологиями.
''Один в поле не воин'', поэтому для формирования ЗОЖ необходима система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Свою работу построила на сотрудничестве классного руководителя, родителей, медицинского работника, учителя физкультуры, психолога. С их помощью провожу диагностические исследования и тесты, по которым делаю выводы о развитии детей, их психофизиологических особенностях,
Детям с ограниченными возможностями свойственны разнообразные нарушения в двигательной сфере, поэтому, в своей работе использую индивидуальный подход с учетом психофизических особенностей воспитанников
Технология опыта. Опыт формировался при наличии следующих условий:
- Анализ и обобщение нормативно-правовой базы и научно-методической литературы по проблеме формирования ЗОЖ;
- Анализ состояния здоровья воспитанников;
- Тестирование физической подготовленности школьников с использованием здоровьесберегающих технологий.
Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:
1.Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, желания следовать здоровому образу жизни.
2.Обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации, а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению.
3.Оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее распространенных заболеваний, а также улучшение таких необходимых качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.
В целях эффективности решения задачи, работу осуществляю по нескольким направлениям:
1 – обучение воспитанников знаниям и практическим навыкам обеспечения здорового образа жизни. (Применяю как традиционные (беседы, кинофильмы), так и креативные (игровые, сюжетно-ролевые, деловые игры), тренинговые, художественные (конкурсы рисунков) формы работы с детьми. Широко использую различные викторины, спортивные соревнования, конкурсы).
2 – развитие личностного интереса школьников к своему здоровью и создание стойкой мотивации на здоровый образ жизни как исходной предпосылки формирования культуры здоровья. (Провожу социологические опросы, анкетирование на выявление отношения школьников к своему здоровью, выпуск стенгазет, плакатов на актуальные темы).
3 – создание системы сохранения здоровья детей и организация работы с родителями. (Провожу анкетирование, мониторинги с целью формирования прочной мотивации родителей на здоровый образ жизни. Просвещение родителей проводится также на индивидуальных консультациях).
Анализ результативности. На мой взгляд, несмотря на то, что воспитанники моего класса имеют нарушения в физическом развитии, работа по формированию у школьников ценностного отношения к здоровью показала положительные результаты:
- воспитанники в системе занимаются спортом, посещают спортивные секции (шашки, шахматы, легкая атлетика, плавание, настольный теннис);
- в классе снизилось число пропусков по болезням;
- повысилось качество образования и показатели по устным предметам;
- среди воспитанников есть победители и призеры школьных, районных, городских, республиканских и межрегиональных соревнований.
Обобщив опыт работы в данном направлении, я с полной уверенностью могу сказать, что моя работа была небезуспешной. У большинства детей сформированы интересы, о чем свидетельствует занятость во внеурочное время. Учащиеся моего класса активные, целеустремленные, ответственные, общительные, с удовольствием участвуют в разных проектах, мероприятиях, конкурсах и соревнованиях. Я делаю всё для того, чтобы мои воспитанники были здоровы физически, нравственно, психологически, не имели вредных привычек.
Опытом своей работы поделилась на МО воспитателей школы, выступив с докладом «Формирование здорового образа жизни во внеурочное время» (Протокол №4 от 29.03.2016г.),
- «Организация оздоровительной работы как основной фактор коррекции нарушений физического развития, повышения двигательной активности и укрепления здоровья учащихся с ОВЗ» (Протокол №3 от 27.03.2018г.),
- «Формирование культуры здоровья обучающихся в школе-интернате» (Протокол №2 от 30.10.2019г.).
Принимала участие в работе международной научно-практической конференции «55-е Евсевьевские чтения» с докладом на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе с детьми». Участвовала во Всероссийском военно-историческом фестивале «Сурский рубеж». Принимала участие во Всероссийском конкурсе «Школа – территория здоровья».
Публикация в сборнике статей, изд. МРИО 2019г.: «Формирование здоровьесберегающих компетенций обучающихся посредством организации воспитательной работы».
Проведены открытые общешкольные мероприятия: «МЧС спешит на помощь» 29.11.2016, «Последний звонок» 25.05.2017, «Новогодний бал» 22.12.2017, «Последний звонок» 25.05.2018, «День матери» 26.11.2018, «Новогодний праздник» 26.12.2018, квест-игра «Мы вместе» 26.11.2019, квест-игра «Память сквозь поколения» 17.09.2020, квест-игра «Здоровье-это здорово!» 03.12.2020, квест-игра «Новогодние приключения» 22.12.2020.
Список литературы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от 06.10.2009.№373 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.09 г., рег № 17785).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ от 17.12.2010.№1897 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России01.02.2011 г., рег. № 19644).
- Профессиональный стандарт педагога /Утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
- Меттус Е.В. Психолого-педагогический Медико-социальный Центр в школе. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Здоровый образ жизни: модели, программы, проекты: сборник
- программно-методических материалов. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. – 61с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.: Просвещение, 2007.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2007.
Интернет-ресурсы:
Приложение:
1. Портфолио (просмотр) |