Выступление на педагогическом совете воспитателя Кондратьевой В.А.
03.04.2012, 10:52
В соответствии с законом РФ "Об образовании” здоровье школьников отнесено к
приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Цивилизованное общество строится
здоровыми людьми. Мы говорим: "Будущее наших детей – в наших руках”. Значит, от
нас зависит, каким будет здоровье наших детей через год, через десять лет.
Проблемы физического здоровья важны и актуальны в любом возрасте, поэтому любое
учебное заведение первоочерёдной задачей ставит воспитание физически здорового
ребёнка.
Вопросы здоровья детей - на повестке дня
Минобразования и Минздрава, "круглого стола" Государственной думы,
педагогических коллективов и родителей. И это не случайно. Здоровье школьников
в плачевном состоянии и искать пути выхода из сложившейся ситуации нужно всем
вместе.
Современное состояние школьного
образования можно охарактеризовать целым рядом негативных тенденций:
- снижение достаточной двигательной активности подростков;
- замедление их физического и психического развития;
- ухудшение здоровья детей.
Последнее вызывает наибольшую
тревогу. В этой связи актуальной является задача обеспечения школьного
образования без потерь здоровья учащихся. Нужны педагогические технологии,
направленные на формирование, сохранение и укрепление здоровья детей.
Формирование образа жизни человека начинается
с момента рождения и продолжается всю жизнь, но основы его закладываются в
период детства и юношества. Изменение,
переделка отдельных элементов, сложившихся в период созревания, в зрелом возрасте
происходят с большим трудом. Поэтому очень важно в школьные годы воспитать у
ребёнка такой образ жизни, такой тип поведения человека в жизненных ситуациях,
который способствовал бы сохранению и укреплению здоровья во все периоды жизни.
Основными принципами здорового образа жизни следует считать следующие:
- соблюдение
принципов сбалансированного питания;
- рациональная
двигательная активность;
- соблюдение
общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы деятельности
человека;
- отказ от
вредных привычек (курение, алкоголь, переедание и т.п.);
- сознание того,
что творцом здорового образа жизни является сам человек как существо деятельное
в биологическом и социальном отношении.
Российская педагогическая
энциклопедия определяет здоровье детей как состояние организма,
характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием
каких-либо болезненных изменений. "Среда" сейчас такая, что её трудно
чем-нибудь уравновесить, и всё-таки делать эти попытки стоит. Современная
медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а
лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих
воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо,
заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог.
Необходимость усиления работы педагогического
коллектива по укреплению здоровья детей очевидна. Наши дети сегодня – это наше
общество завтра. Будет ли оно здоровым, – об этом необходимо думать уже
сегодня.
Воспитание здорового образа жизни у учащихся
является важнейшим звеном в системе учебно-воспитательной работы нашей школы. В
школе-интернате созданы условия, способствующие реализации здоровьесберегающего
учебно-воспитательного процесса. Ценностное отношение к здоровому образу жизни
учащихся с ограниченными возможностями формируется в ходе специально
организованной педагогической деятельности, направленной на формирование
эмоциональной, поведенческой и волевой активности школьников.
Пропаганда ЗОЖ находит отражение во всех
направлениях внеурочной деятельности. В нашей школе проводятся мероприятия, на
которых мы стараемся привить ученикам необходимые знания, умения и навыки по
ведению здорового образа жизни. Организуем дни здоровья, во время которых
воспитанники играют в настольный теннис, подвижные игры на свежем воздухе,
соревнования, эстафеты. В течение всего учебного года проводятся
пешие прогулки, экскурсии на природу. Зимой по выходным дням мы с детьми совершаем
лыжные прогулки в лес. А в летнее время учащиеся имеют возможность
отдохнуть в спортивном лагере.
В ходе реализации «Программы по предупреждению
вредных привычек» проводятся экскурсии, беседы, кинофорумы. Организуются
выставки рисунков «Жизнь без наркотиков». В декабре в нашей школе была
организована республиканская антинаркотическая акция «Наркотики против нас, мы - против наркотиков».
Воспитанники принимают активное участие в
спортивных соревнованиях различного уровня. Еженедельно посещают
тренировки по футболу на стадионе «Жилищник». В зимнее время посещают каток
Жилищник». Кроме того, дети с
удовольствием принимают участие в общегородских, всероссийских спортивных
соревнованиях, например, «Всероссийские соревнования «Кросс наций», «Всероссийские
юношеские игры», первенство города по кроссу, шахматам, шашкам, «Декадник
инвалидов» и много других, где ребята показывают хорошие результаты и занимают
1 места. Для того, чтобы определить уровень
самосознания здорового образа жизни у учащихся 9-11 классов, я провела
анкетирование. Было выявлено, что здоровым образом жизни
воспитанники считают занятия спортом и отказ от вредных привычек. На вопрос об
отношении к наркотикам, алкоголю и курению все ответили отрицательно,
1 воспитанник из 10 про алкоголь ответил: «хочу попробовать». Все опрашиваемые
хотят придерживаться принципов здорового образа жизни.
Так же был проведен опрос среди учащихся и
родителей с целью выяснения значимости
поддержания ЗОЖ.
Для этого всем было предложено
ответить на один и тот же вопрос: Как Вы считаете, что является наиболее значимым из предложенного списка?
Деньги
Здоровье
Знания и умения
Положительные оценки учеников.
Вот какие результаты были получены: Здоровье является наиболее значимым
приоритетом для всех родителей (6 человек). Среди учащихся значимость здоровья - отметили 9 человек из 10, знания и оценки -0, деньги – 1,( Артем Ч.) Но когда я спросила:
«Каким бы ты хотел быть – больным, слабым, дряхлым, но иметь много денег, или
здоровым, сильным, крепким. имеющим возможность заработать деньги» - он ответил: «Конечно – здоровым.»
Полученные данные наглядно
показывают, что здоровье является наиболее значимым приоритетом . Воспитанники
хорошо осведомлены о знаниях здорового образа жизни, желают придерживаться
принципов ЗОЖ.
Анализ работы по формированию у школьников
ценностного отношения к здоровью показал положительные тенденции у
воспитанников моего класса:
- Учащиеся класса в системе занимаются спортом,
посещают спортивные секции, танцевальный кружок.
- В классе снизилось число пропусков по
болезням.
- Среди
учащихся класса есть победители и призеры школьных, районных, городских
соревнований.
Использование
здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе, совершенствование
физического состояния учащихся через двигательную активность, полноценное
питание и отдых помогает ребятам стать добрее и сильнее духом, поднимает их над
своими слабостями, формирует гармонично развитую личность, что является
первостепенной задачей любого педагога. « Забота
о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости
детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность
знаний, вера в свои силы...» В.А. Сухомлинский.
Каждый из
нас вносит свою частичку в воспитание здоровой личности, стремящейся вести
здоровый образ жизни. Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое
здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно
надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только
духовно, но и физически.
И давайте помнить о том, что: Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и
психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми,
природой, наконец, самим собой. Так будьте здоровы, уважаемые
педагоги, и всегда помните слова Сократа: "Здоровье не всё, но всё без
здоровья – ничто»